|
Словарь морских терминов
Как предложил уважаемый zaika-max, здесь будут выложены соответствия морских терминов.
Предлагаю начать списка русских терминов, к которым можно провести синхронизацию на других языках. Со своей стороны приложу усилия на английском и французском. |
Ну давайте начнем с самого простого, и, я бы даже сказал, почти общеизвестного.
Думаю, Akira, проще всего так сделать: я принайтовлю здесь список, а вы его переводите цитатой:) Основные части судна: Бак - носовая часть судна Ют - кормовая часть судна Шканцы - средняя часть судна Кубрик - каюта, обычно расположенная под баком (иногда - главная каюта на судне, кают-компания, не путать с камбузом) Камбуз - судовая кухня-столовая, часто совмещенная Гальюн - судовой туалет Форпик - крайний носовой отсек корпуса Ахтерпик - крайний кормовой отсек корпуса Рубка - надстройка над каютой или комната в многоэтажной надстройке на больших судах с наблюдательным функционалом, т.е. с видом на море Трюм - объем пространства, расположенный под палубой (палубами), обычно, в отличие от кают, предназначен для грузов и хранения Пайолы (слани) - настил над трюмом |
Ооо, как можно забыть, крайне важно!
Судно ХОДИТ! Плавает только г...о. Все мореманы должны запомнить это раз и навсегда, перво-наперво:) |
Цитата:
И рекомендовал бы разделить словарь по темам: общие термины, устройство судна(корпус), такелаж, навигация, управление, и т.д. |
vlad963, именно так я и предполагаю попробовать сделать, разделить по тематике, структурировать немного в помощь автору Akira. Пока давайте накидаем терминов по конструкционным частям судна.
|
Цитата:
|
Создал тему, http://forum.watch.ru/showthread.php?t=92932
все добавки и пополнения будут внесены. Спасибо всем :) Решил, что лучше делать тему закрытой, и объединить в два-три поста весь словарь, чтобы читать было легче. Проблема морских словарей, которые находятся в интернете, заключается в том, что там нет условных фраз и слэнга, как например упомянул zaika-max во фразе "эй, на юте!" Добалил так же пост специально для таких фраз. Спасибо. |
Цитата:
|
Цитата:
Из вышенаписанного следует заключить, что пайолы находятся над трюмом, но под палубой!? |
Цитата:
Теперь их 8. По 150 с лишком страниц каждая:) Цитата:
В общем, это все, что сверху трюма и по чему ходят. Или на чем сидят:) |
Цитата:
http://reibert.info/forum/attachment...3&d=1300975408 |
Цитата:
А ют и бак точно выше палубы :) Есть же ещё полуют и полубак. Судов без надстроек очень мало и они почти все маломерные. Что касается основ устройства судна, то основа это форштевень, киль, ахтерштевень, стрингера и шпангоуты. Добавлю, что киль это вся нижняя кромка корпуса от носа до кормы. |
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Если киль это только "плавник" яхты внизу, то как тогда называется нижняя достаточно прямая кромка корпуса? А если у яхты два "плавника"? ;) А что касается самой темы, то судя по основательности подхода Олега к процессу, сдаётся, что мы только "мусорим" тут. |
Португальский кораблик
http://pit.dirty.ru/dirty/1/2010/09/...885cb3f344.jpg
Португальский кораблик – это не просто красивое творение природы. Это самая настоящая медуза-убийца, которая держится на поверхности воды с помощью прозрачного пузыря, наполненного газом. |
Про узлы
В английском языке термин "узел" издавна обозначался, в отличие от русского языка, тремя разными существительными: "knot", "bend" и "hitch". Первое обозначает переплетение или связывание ходового конца с коренным, а также и утолщение на конце троса; второе — переплетение ходовых концов двух разных тросов для связывания их в один; третье - прикрепление ходового конца троса к какому-либо предмету, например к мачте, рею, скобе, рыму или к другому тросу.
Однако за последние полтора века в английском языке значения этих трех существительных смешались, и они стали взаимозаменяемыми. Например, русское название узла "рыбацкий штык" в современном английском языке будет соответствовать равнозначно "anchor knot", "fisherman`s bend" и "bucket hitch". Из книги о морских узлах автора не вспомнил, наш русский.) А вообще по узлам книга Ашлея - своего рода энциклопедия такелажного дела, скажем так первоисточник. |
Цитата:
http://lib.aldebaran.ru/author/skrya...v_morskie_uzly |
Цитата:
|
Есть еще один морской термин - полундра.:D
|
Цитата:
В принципе это слово синоним слова "слани" , на судне - что то по чему ходят по суху, но под чем может скапливатся жидкость и грязь, особенно относится к машинному отделению, существовало выражение " загнать под пайолы" , или "под слани" , что подрузомевает грязную работу в ограниченом пространстве под пайолами " сланями' . Не могу обьяснить этимологию этих слов, так положено (говорить). Слова старые аглицкие либо голландские. |
Добрый Вечер еще раз,
Разбередили душу, Сейчас немного нет времени, но позже с удовольствием поговорю о башмаках, о кораблях, о сургучных печатях, о капусте и о королях. С яхтами не часто сталкивался, больше с торговым мореплаванием, некоторые термины и для меня в диковинку, но есть общие морские ценности.То что сразу бросилось в глаза. авария – breakdown, wrecк при столкновении почти всегда collision, посадка на мель - grounding wreck скорее карточный термин - затоновшее судно или обломок. автоматический сигнальный буй – automatic buoy Их все же много разных, если спутниковой системы аварийной связи Caspas Sarsat - то EPIRB, радиолакационный буй ответчик - SART, просто светодымящийся буй - Light smoke buoy И еще красивое выражение планширь – rail cup Еще называюд whale gun, видимо от китобоев пошло, когда клали гарпунное ружье на планширь и выцеливали бедного кита |
Брашпиль - лебедка.
|
Не важно иметь точный хронометр, важно иметь точную поправку к нему
|
В вики тоже есть на эту тему
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%...B8%D0%BD%D1%8B |
Англо-Русский словарь яхтенных терминов.
Около 2000 терминов. Составил : Альберт Назаров Дополнили: Юрий Дымко и Богдан Парфенюк вариант в .pdf . . . . Кроме того, не знаю куда разместить, но думаю ТС перенесет куда следует: на том же сайте найдете С.Свенссон: "Справочник по такелажным работам". Школа яхтенного рулевого в разделе "библиотека" есть: Книги-учебники Справочники и пособия Художественная литература на этом сайте также есть "библиотека", в которой можно найти по словам создателей сайта: "Большой выбор литературы яхтсмена. Интересная информация о постройке и ремонте лодок… Старое и новое об искусстве управления яхтой, стратегии и тактике парусных гонок…" - Конструкция современного корпуса на базе древесины и эпоксидных смол - The Epoxy Book by System Three Resins Inc., USA - Школа яхтенного капитана - ... правда часть материалов возможно дублируется с предыдущим сайтом и некоторые файлы представлены в .doc (по поводу вирусов - не проверял)... |
Корабли в ВМФ, и на них командиры ( капитан-лейтенанты, и капитаны других рангов).
На всех иных судах командует капитан ( мастер ). Стармех - тот единственный человек на планете, что может отменить приказ командира (капитана). Старпом, чиф (шкура или сатрап по-военноморскому) - самый страшный и самый несчастный человек на флоте. Боцман - дракон. Палуба - пол ( везде); по'дволок- потолок( везде); банка - место для посидеть ( любое); гады - обувь ( любая, даже белые лакированные (!) парадные туфли); железо - в ВМФ корабль ( любой); пароход, произносится нарочито пАрАхоТ - непарусное судно ( любое) ; парусник - любое судно под парусом (произносится с уважением. это круто); катер - уничижительное название того, что нынче называется яхтами. Катер Абрамовича. Главный ( произносится именно так, с большой буквы) - Главный двигатель. Только таёжный стройбатовец может сказать просто двигатель. Но даже он никогда не скажет "мотор". Штат - принадлежность к БЧ ( заведование ). В ВМФ обозначается нарукавным знаком. В широком смысле - любой нарукавный знак. Заведование ( в ВМФ боевая часть - БЧ) - зона служебной ответствености боцмана и офицеров в соответствии с рангом (или штатом). Например, исторически четвёртый механик на судне - "король дерьма, воды и пара". Третий штурман - " навигатор хренов"( навигационный помощник капитана, ответственный за корректуру карт). Мица - головной убор с примятыми полями и поднятой тульей. Козырёк может быть нахимовским ( лопатой) или колчаковским ( маленький). Кокарда может быть "с капустой" - краб, а может быть "плевком" - малая овальная. Старшие офицеры носят головные уборы с шитым крабом, с внутренней пружиной и натягивают чехлы. Деды носят что хотят. Фуражек на флоте нет. То, что сегодня на головах российских флотских и пехотных - боливийская полундра с Мадагаскара. Находчивый бармалей - член экипажа большого рыболовецкого траулера ( БМРТ) порт приписки Находка. С этими людьми не конфликтует никто. Даже морпехи 61-го Киркинесского полка СФ. Чё-то разошёлся я. |
Ходят и гражданские моряки , и военные . Все верно, плавает г...о в проруби , а ездят ж...й по трапу.
Пайолы-практически любой второй настил . Любимое выражение механиков : загнать под пайолы. Боцман на Севере обычно не дракон , а шкура . Потолок- подволок. Порог- комингс. Еще важно научиться хорошо и витиевато ругаться и материться . Например ;боцман бегает на баке , ... торчит как у собаки. Это придаст путешествию пикантность и самобытность . Особенно , если русские идиомы перевести на английский. Еще командиру важно знать , что если не можешь предотвратить пьянку, то должен ее возглавить и направить в нужное русло .:D |
Цитата:
|
Термины
Не советую учить термины по-русски, а потом переводить.
Лучше сразу учить по-английски. Это мировой стандарт де-юре и де-факто. Вот - http://en.wikipedia.org/wiki/Seaspeak В любой методичке IYT или RYA есть картинки с указателем и словами. По ним и изучать. Единственное, зачем нужны русские термины - если по внутренним водам РФ ходить. Тут часто других просто не знают. В остальном мире все нормально - проверял лично :) |
Цитата:
В ручном случае якорь выбирают (выхаживают) вымбовками (в основном деревянными)- длинные такие оглобли- "Хорошая песня стоит 10 человек, и это знают все кто выхаживал якорь вымбовками " Брашпиль есть суть устройство с горизонтальным расположением приводного вала (в отличии от вертикального шпиля -capstan). Практически всегда на окончаниях этого вала присутствуют утолщения - турачки, помогающие набить (обтянуть) швартовы. |
Вложений: 1
всем привет! в прошлом году делал для себя словарь яхтенный..
|
Изучайте "первоисточники", "мазута сухопутные"!!! :) (Всегда вспоминается этот фильм в подобных темах).
С уважением, Александр. |
Салаги - молодые неопытные матросы...:D
|
ха-ха.. маза фака, смешно!!
|
Вспомнил фразу, сказанную электромехаником в мою бытность дизельным..."завидую я вам, маслопупам...У вас даже паршивый примитивный насос носит гордое имя " лубликатор"..."
|
В 1801 году китайская проститутка «Мадам Цзин» стала женой Чжэн И - грозного пирата, который промышлял в Южно-Китайском море.
История гласит, что он взял себе такую невесту из-за ее репутации проницательного дельца. Чжэн Ши, пользуясь привилегиями своей профессии, получала ценную информацию, с помощью которой имела контроль над богатенькими клиентами и политиками. Финансовая и деловая смекалка молодой китаянки, безусловно, стала большим подспорьем в ее дальнейшей пиратской карьере. С помощью жены, грозный Чжэн И объединил под своим контролем множество пиратов и держал в страхе все китайское побережье. Около 400 кораблей – джонок слушались его приказов. И самое непосредственное участие в «бизнесе» принимали его жена и приемный сын. После шести лет в браке, Чжэн И погиб в море. Его смерть оставила вдову, Чжэн Ши, в сложном положении. Однако ей удалось еще больше увеличить свои силы. Через несколько лет она командовала флотом в 1800 пиратских кораблей и примерно 80000 человек. Для сравнения, знаменитый пират Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода командовал 4 кораблями и 300 пиратами. В результате, Чжэн Ши известна как наиболее успешный пират в истории. http://www.kulturologia.ru/files/u20225/202251355.jpg Держать в узде такое количество своенравного народа было непросто. Чжэн Ши объединила свой огромный флот пиратов с помощью кодекса законов. Законы были строгими. Любой пират, не выполнивший приказ, обезглавливался на месте. Особенно необычными были правила в отношении пленных женщин. Если пират насиловал пленницу, его казнили. Если секс между ними был по обоюдному согласию, казнили обоих. http://www.kulturologia.ru/files/u20225/202255692.jpg В браке у Чжэн И и Чжэн Ши не было детей и они усыновили 15-летнего мальчика. Для главы семейства он стал не только сыном, но и любовником. После гибели Чжен И, бывшая проститутка сожительствовала с приемным сыном, а затем вышла за него замуж. Для Китая тех лет это считалось нормой. Контроль пиратами морского побережья, грабежи проходящих торговых кораблей, взимание дани с поселений вынудили китайское правительство решительно реагировать. Все попытки разгромить пиратов как своими силами, так и с помощью португальского флота и Ост-Индской компании закончились неудачно. Но пиратский флот под командованием Чжэн Ши был непобедим. После трех лет владычества на открытом море, Чжэн Ши, наконец, вышла в отставку в 1810 году, приняв предложение китайского правительства об амнистии для себя и всех пиратов. Это решение было вызвано назревающими конфликтами между лидерами пиратов. Вероятно, Чжен Ши поняла, что пришло время отказаться от пиратства. http://www.kulturologia.ru/files/u20225/202256934.jpg Мало известно о жизни Чжэн Ши после выхода на пенсию. Известно, что она держала свою гостиницу с игорным домом и борделем и умерла в преклонном возрасте 69 лет, оставив после себя след в истории и в массовой культуре. В ее честь создан персонаж влиятельной Госпожи Цзин - один из девяти пиратских лордов в фильме «Пираты Карибского моря». Кроме Чжэн Ши, история знает лишь нескольких женщин-пиратов, самые известные – любовницы Энн Бонни и Мэри Рид, в честь которой был назван коктейль «Кровавая Мэри». Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/230816/31029/ |
Морской слэнг - «Старый жбан» (“Auld mug”) это самый старый спортивный трофей, мечта любого шкипера, так называют Кубок "Америки". Как понятно из названия эта одна из самых старейших регат, которая проходит у берегов Нового Света. Так же победителями чаще становились американцы, название кубка произошло от яхты "Америка" которая победила в регате 1851 году.
http://www.barque.ru/img/articles3/s...ok_ameriki.jpg Но последним победителем стала команда Новой Зеландии 35 победитель! https://itboat.com/uploads/photo_gal...59320198_o.jpg Финальные гонки состоялись на катамаранах класса America’s Cup Class (ACC) длиной 15 метров (около 50 футов), с жестким аэродинамическим крылом площадью 101 квадратный метр и высотой 24 метра, с подводными крыльями, с экипажем 6 человек, способными разгоняться до 90 километров в час. https://itboat.com/uploads/article/l...Z%20flying.jpg |
Команда из России впервые в истории выиграла легендарную регату Rolex Middle Sea Race.
https://itboat.com/uploads/article/l...a17ka-4711.jpg За 38 лет существования гонки, стартующей и финиширующей в Валетте на Мальте, впервые ее победителями стали россияне. Российская команда выступала на одной из самых маленьких яхт флота — десятиметровой JPK 10.80. https://itboat.com/uploads/article_p...42542256_n.jpg Россию представляли 14 экипажей. По численности российский флот уступал только итальянскому и британскому. Последние пару лет российские яхтсмены все более активно участвуют в международных офшорных 600-мильных гонках, и сегодня очевидно, что эта активность начала приносить свои плоды. https://itboat.com/uploads/article_p...17ka-15684.jpg Среди 35 счастливчиков, выдержавших испытание матушки-природы, была еще одна российская команда. Stellar Racing Team Дмитрия Кондратьева и Александра Груднина стал единственным экипажем-двойкой, дошедшим до финиша. Остальное здесь https://itboat.com/articles/1092-smo...pobedivshaya-v |
Вложений: 1
Ой как жалко, что я раньше не знала про эту регату. Они же у меня прямо перед окнами проходили, Мессинский пролив и дальше к Стромболи.....
Поздравляю победителей! :) Вот они прямо напротив Шиллы.... http://i053.radikal.ru/1710/ab/072cbe738518.jpg |
Интересно. Сейчас проститутки не те пошли. Вряд ли такое возможно в наше время. Сейчас бабло и причем вперед. Торг не уместен к тому же ))
Цитата:
Цитата:
|
Часовой пояс UTC +3, время: 18:03. |