|
Генезис. Безель
Вложений: 14
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Эта статья про то, как в наручных часах впервые появился безель, и зачем это было сделано. «Безель (люнет, рант или ободок) — поворотное кольцо на циферблате часов» (с) Википедия :)
ROLEX. ПЕРВЫЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БЕЗЕЛЬ Впервые ободок, как часть конструкции корпуса часов, появился в часах Rolex Oyster в 1926 году. Фото из интернета, с онлайн-аукциона http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334591 В часах Rolex Oyster безель навинчивался на корпус сверху, прижимал стекло к корпусу и делал стык «стекло-корпус» водонепроницаемым. Иногда историю безеля ведут именно отсюда, хотя по функциональности это не тот безель, к которому мы все привыкли. HARWOOD. ПЕРВЫЙ ПОВОРОТНЫЙ БЕЗЕЛЬ С ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬЮ В 1926 году компания Fortis выпустила первые часы с автоподзаводом Harwood. Подробнее про эти часы можно почитать тут: Генезис. Первые наручные часы с автоподзаводом. Фото мои. http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334591 В этих часах безель уже был подвижным и с его помощью осуществлялся перевод стрелок. Это, по-видимому, первый случай, когда в конструкции часов был использован поворотный безель, который располагался снаружи корпуса и выполнял определенную функцию. Поэтому, по моему скромному мнению, правильнее начинать историю безеля именно с часов Harwood. Безель в часах Harwood был без какой-либо разметки. WEEMS. ПЕРВЫЙ НАСТОЯЩИЙ ВНЕШНИЙ БЕЗЕЛЬ НА ПЕРВЫХ ШТУРМАНСКИХ ЧАСАХ Обычно считается, что безель появился впервые на дайверских часах (подробнее про дайверы и безель можно почитать тут: Генезис. Восток Компрессор). Однако это не так. Просто совсем не так :) Первый безель был придуман не для подводного плавания, а совсем даже наоборот, для пилотов самолетов. А точнее, для облегчения процесса ориентирования в небе. С момента изобретения самолета вопрос определения местоположения был очень важным и очень сложным. Пилот мог рассчитывать только собственное зрение и на приметы местности, но в темноте, или над сплошным лесом, или над океаном это не работало. Требовались дополнительные инструменты и подходы. Человеком, сыгравшим ключевую роль в развитии аэронавигации (в английском языке даже появился специальный термин avigation) стал Филип Ван Хорн Вимс (Philip Van Horn Weems), изобретатель системы аэронавигации, которая была названа его именем. В интернете можно найти много разных интересных фактов из жизни Вимса, но в истории часового дела он оставил след в первую очередь как изобретатель вращающегося безеля для часов. И сделано это было именно для целей аэронавигации. Одним из самых важных моментов в аэронавигации является время. А точнее, точность измерения отрезка времени. И секунды тут играют существенную роль. Даже на скоростях аэроплана времен конца 1920х - начала 1930х годов погрешность по времени в 30 секунд означала погрешность в расстоянии примерно 2-3 километра. А погрешность по времени в 30 секунд была вполне обычной. Особенно на часах с малой секундной стрелкой и без функции стоп-секунды. Система навигации Вимса позволяла, при условии точного измерения отрезка времени, вместе с соответствующими таблицами и секстантом ориентироваться по солнцу и звездам с точностью до 30-50 метров. Поэтому Вимсу требовался механизм установки точного времени, с точностью до секунды. Радиосигналы точного времени уже передавались, и требовалось зафиксировать их показания на часах пилота. И такой механизм фиксации (корректировки) точного времени был предложен Вимсом в патенте от 1931 году №US2008734A (заявка на патент подана в 1929 году). Это был достаточно сложный агрегат, который, в числе прочего, умел показывать еще и звездное время. Вот его схема, можно оценить: http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334591 Понимая, что полученная конструкция достаточно сложна для использования, Вимс еще до окончания процесса получения патента вместе с компанией Longines выпустил Weems Second Setting Watch, адаптированный к реальности вариант, в котором коррекция показаний секундой стрелки была сделана путем вращения внутреннего центрального диска на циферблате. Вращение этого диска осуществлялось отдельной боковой головкой и в момент окончания радиосигнала точного времени пилот должен был подкрутить диск так, чтобы метка «60» на диске совпала с текущим положением секундной стрелки. Далее считывать показания секундной стрелки следовало именно по внутреннему диску, а не по основной разметке часов. Часы Weems Second Setting Watch были первым шагом к нашему привычному безелю. Вот так выглядели Weems Second Setting Watch, стандартная модель, в 1929 году. Фото из интернета, лот с аукциона Phillips. http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334591 Однако стандартная модель была великовата даже по нашим современным меркам – 47мм в диаметре. Да и использовался там механизм от карманных часов. Поэтому одновременно со стандартной моделью в том же 1929 году были выпущены наручные часы с аналогичной функциональностью, Wrist-model Second Setting Watch. Так как на циферблате мужских наручных часов тех времен, которые вместе с корпусом были диаметром от 27 до 30 мм, просто не хватило места для внутреннего вращающегося диска, то функциональность коррекции показаний секундной стрелки Вимс вынес на внешнее вращающееся кольцо-безель. И это были первые в истории часы с вращающимся безелем с разметкой. Вот пример таких часов из моей коллекции, 1944 год (по номеру механизма), наружный диаметр 28мм: http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334788 Обратите внимание на вторую головку на 2 часа. Это не заводная головка, это винтовой фиксатор положения безеля. Чтобы случайно не сбить установку точного времени в тесной кабине самолета. http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334788 Часы Weems Second Setting Watch, стандартная и наручная модели, выпускались с 1929 до конца 1940х годов. Вместе с системой аэронавигации Вимса часы Вимса стали непременным атрибутом летчиков и штурманов. И именно Weems Second Setting Watch по праву могут называться первыми штурманскими часами. Более того, в американских военных фильмах тех лет с фразой «Господа офицеры, сверим наши часы» присутствующие переставляли безели на своих Вимсах. Часы Weems Second Setting Watch в спецификации A11 стояли на вооружении ВВС США, а в спецификации 6B/159 – в ВВС Её Величества. Кроме Longines часы Weems с внешним безелем и фиксатором безеля выпускались во время второй мировой войны (по лицензии Longines) также компаниями Wittnauer, Omega, Zenith, Movado и LeCoultre. В основном для английских ВВС. Часы Omega CK2129 спецификации 6B/159 снимались в фильме 2017 года «Дюнкерк» (Dunkirk). GLYCINE AIRMAN. ПЕРВЫЕ 24ЧАСОВЫЕ ЧАСЫ С БЕЗЕЛЕМ Следующим в порядке появления на свет представителем часов с безелем стали опять же часы для летчиков. Начало 1950х годов, начало дальних перелетов через несколько часовых поясов. Большой мир стал резко становился меньше :). На одном из таких перелетов из Бангкока в Калькутту швейцарский часовщик Самуэль Глур (Samuel W. Glur) разговорился Чедом Брауном (Ched Brown), пилотом самолета DC-4, на котором он летел. Естественно, обсуждали часы :). По результатам разговора Самуэль отправил своему работодателю, Чарльзу Хертигу (Charles Hertig Sr.) письмо, где, среди прочего, было изложено краткое техническое задание на часы для летчиков дальней авиации. Вот оно дословно:
http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334788 Самуэль Глур был коммивояжером (или сейлом) в компании Glycine, которой руководил Чарльз Хертиг. Эти два человека были коллегами и друзьями. После возвращения Самуэля из своего путешествия они вдвоем с Чарльзом сконструировали первый вариант таких часов согласно полученному от пилота техзаданию. Первоначальную спецификацию немного дополнили, добавив люминофор и фиксатор положения безеля. В результате получились часы Glycine Airman – самые успешные в истории часы с 24часовым циферблатом, непременный атрибут летчиков 1950х-1960х годов. И снова часы с безелем предназначались для авиации! Вот фото часов Glycine Airman из моей коллекции. 1955 год, ранняя модель с «хвостатой» минутной стрелкой. В более поздних вариантах хвост переместился на часовую стрелку :) http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334788 В отличие от часов Вимса, безель в Airman используется для индикации второго часового пояса в точке назначения полета. Чтобы пилот мог ориентироваться во времени, перед вылетом он устанавливает безель так, чтобы «24» на циферблате соответствовали текущему часу в точке назначения. Соответственно, отсчет часов в точке отправления осуществляется по основному циферблату, а отсчет часов в точке назначения – по безелю. Вот как это было описано в инструкции к первому Airman. Взято из книги Андре Стиккера «Glycine Airman. Play It Again Sam!» http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334788 В том же 1955 году в Airman добавили стоп-секунду. В калибре Felsa 692, базовом для первых Glycine Airman, стоп-секунды не было. И конструкторы Glycine пошли оригинальным путем. В районе отметки «24» в циферблате они сделали маленькое отверстие, из которого при переводе заводной головки во второе положение появляется тоненькая проволочка, которая и останавливает секундную стрелку :). Вот этот момент в режиме макросъемки: http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334788 http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334788 В более поздних моделях Airman последовательно использовались калибры AS1701, AS1903, AS2063 и во всех этих вариантах присутствовала проволочка стоп-секунды. С началом 1970х Glycine перешел на калибр AS2163, в котором стоп-секунда была реализована изначально. Проволочка исчезла. А жаль :) Airman стал моделью поистине культовой. Я не знаю другой модели часов, про которую бы издали хорошо иллюстрированную книжку в суперобложке :). А про Glycine Airman такая есть. Это уже упоминавшаяся книга Андре Стиккера «Glycine Airman. Play It Again Sam!», которая выдержала уже три(!) издания с 2009 года. http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334788 Glycine Airman не были первыми часами с 24часовым циферблатом, однако 24часовой безель с фиксатором, впервые примененный в этих часах, защищен швейцарским патентом №314050 от 2 декабря 1953 года. ДАЙВЕРЫ И только после первых двух штурманских часов появились дайверы с безелем. В том же 1953 году были выпущены первые Blancpain Fifty Fathoms, настоящие дайверские часы. Там безель стал непременным атрибутом, но это уж «совсем другая история» :). Вот фото этих часов, из интернета с сайта https://www.hautetime.com/: http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334788 НАШИ ДНИ Как нетрудно предположить, не эксплуатировать столь благодатную тему, как первые штурманские часы, невозможно :). Компания Longines выпустила несколько ремейков моделей часов, связанных с началом аэронавигации, в своей серии Heritage. Это и Lindberg Hour Angle, и стандартные Weems Second Setting Watch, и наручные Weems Second Setting Watch. Последние есть у меня в коллекции. Вот их фото вместе с оригиналом 1944 года: http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621334788 Современный ремейки эксплуатируют дух тех лет, хотя технически это совсем другие часы, и собственно механизм second setting (будь то диск или безель с фиксацией) им уже не нужен. Стоп-секунда уже встроена в базовый калибр. Glycine же, нынче купленный компанией Invicta, до сих пор изготавливает линейку Airman, которая практически неотличима от моделей начала 1950х. Только размером побольше. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ И ССЫЛКИ
--- === *** ----- *** === --- Михаил --- === *** ----- *** === --- |
Ваш Ланжин Weems прекрасен!
|
Вложений: 3
Неожиданно пришлось вернуться к теме и написать сиквел, который на самом деле приквел :)
Любезный Алексей Lynes подсказал мне одну очевидную мысль, которая почему-то меня не посетила, когда я писал основную статью. И, что интересно, эта же мысль не посетила и тех, кто делал обзоры по истории безеля до меня. О причинах этого чуть позже, а сейчас я представлю вам реально первый вращающийся безель на наручных часах. ZENITH. ПЕРВЫЙ ВРАЩАЮЩИЙСЯ РАНТ 25 июля 1909 года французский летчик Луи Блерио (Louis Blériot) первым перелетел Ла-Манш и выиграл премию в 1000 фунтов, по тем времена очень существенные деньги. Летел он на моноплане собственной конструкции Blériot XI. На его руке были часы Zenith Special, в которых, среди прочего, был реализован вращающийся маркер, отмечавший время. Технически этот маркер был частью обода стекла. Обод вместе со стеклом вращался на корпусе. По краю обода была сделана насечка для удобства использования. Это самый ранний известный вращающийся рант на наручных часах. Вот фото тех исторических часов с сайта SJX http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621584568 Другими отличительными признаками наручных пилотских часов того времени были
http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621584568 Конструкция у всех абсолютно одинаковая - маркер на ранте, стекло ставится в рант и рант со стеклом вращается сверху на корпусе часов. Недостатком конструкции было то, что при износе ранта в месте его прилегания к корпусу вся конструкция становилась ненадежной, внутрь попадала грязь и пыль, а рант вместе со стеклом мог слететь. Большинство таких часов было с малой секундной стрелкой. То есть рант мог использоваться только для засечки более чем минутных интервалов, либо установки какого-то контрольного времени, опять же с точностью до минуты. А с учетом «правила трех сигм» средняя точность установки контрольного времени таким способом – примерно 3 минуты. Так что для целей точной навигации такие часы пригодны слабо. Скорее это засечка какого-то не очень важного времени, допускающего отклонение в 3-5 минут. Я предполагаю, что ранние пилотские часы 1910х-1940х не попадали в обзоры по истории безеля потому, что такая конструкция ранта давным-давно, примерно в начале 1940х годов, исчезла из употребления. На смену ей пришел более функциональный безель Вимса. А вот след от такого вращающегося ранта в современном часовом мире остался. Это метка начала отсчета на вращающемся безеле современных дайверов. Достаточно часто такая метка выполняется в виде треугольника, направленного вершиной в центр. Вот навскидку три разных дайвера из моей коллекции. Из разных эпох и разных стран. И у всех есть такая метка :): http://forum.watch.ru/attachment.php...1&d=1621584568 --- === *** ----- *** === --- |
Обогатил лексикон словом "Вимс", узнал много нового. Фотки вообще огонь! Классная статья!
|
Огромное спасибо за статью! Супер!
:cool: |
Спасибо, Михаил! Читаю все Ваши статьи с большим интересом! Замечательно, когда не только коллекционируют, а изучают историю дела, коллекционирование обретает смысл.
Отмечу, что безель фиксированный - он был и есть у всех (или почти всех) карманных часов. А тот автор статьи в Википедии, которого цитируете в самом начале, он, на мой взгляд, заблуждается, давая определение безеля как "поворотного кольца". Если посмотреть на применение слова bezel, просто загуглив, то как раз можно увидеть, что так называют съёмную фиксированную часть корпуса карманных часов в виде кольца для крепления стекла, защищающего циферблат. Ну и на наручных тоже применяется до сих пор. То есть та же функция у безеля часов, что и у безеля на перстне: для крепления камня или вставки. Может быть это название от ювелиров пришло как раз потому, что ювелиры в Швейцарии массово занялись часовым делом, когда кальвинисты запретили украшения. Так что да, как пишете в "сиквеле" впервые поворотным безель (именно как безель, то есть часть корпуса со стеклом) стал в часах для авиаторов. И отечественные часы такие были в 30-х, у них даже и на стекле на внутренней стороне напечатана шкала была с оцифровкой. А потом в хронографах авиаторских Hanhart и Tutima в конце 30-х - 40-х тоже был безель с одной отметкой (треуголный зуб или красная метка), но он уже лишился функции крепления стекла. То есть перестал быть безелем в изначальном понимании слова. Но поскольку его место занимал на корпусе, и форму кольца имел, то и унаследовал название, очевидно. Как и безель Вимса. Получается, что владельцы Командирских с полной шкалой на безеле могут пользоваться им как предписывал Вимс обходясь без стоп-секунды :) Без фиксатора, правда. |
Цитата:
|
Очевидно, так и есть. То есть в годы войны безель поворотный с меткой "оторвался" от стекла. И исчез затем. Остался в употреблении только вимсовский отдельный диск поворотный со шкалой.
|
Longines мне всегда нравились. Такую старую модель не встречала, хотя бы посмотреть!
|
Я бы в тему безелей добавил бы часы Rolex Sky-Dweller и одни из часов Марко Ланга (AHCI). В этих часах безель - одна из важнейших частей часов, управляющих головкой. В Скай-двеллере вращением ранта переключаются режимы управления головкой - завод часов, перевод времени, второго времени и месяцев. В часах Марко Ланга с отображением дней рождения близких людей безель выставлял аж 5 положений головки. То есть безель позволял не делать пятиступенчатое переключение головки, а оставить головку в покое, переключая ее режимы безелем. Также в Ролексе Яхтмастер безель блокирует работу таймера. Не забываем и рантовые часы, изобретенные Бомарше (автором Женитьбы Фигаро), который был и классным часовщиком. В рантовых часах (к примеру танковых) безель служит для завода часов и перевода стрелок. Поэтому справедливости ради я бы начал историю безеля именно с изобретения Бомарше.
PS Напомню и модель Брайтлинга Навитаймер, где безель служил подвижной частью круговой логарифмической линейки. Кроме того с помощью этого чудо-безеля можно было делать кучу вычислений для летчиков. |
Часовой пояс UTC +3, время: 14:22. |