Часовой форум Watch.ru - Показать сообщение отдельно - Hamilton Khaki X-Wind. Мини-обзор и первые впечатления
Показать сообщение отдельно
  #286  
Старый 26.11.2017, 13:30
booBot booBot вне форума  
Форумчанин
 
Регистрация: 26.09.2016
Адрес: Россия, Санкт-Петербург
Сообщений: 835
Сказал(а) спасибо: 547
Поблагодарили 234 раз(а) в 167 сообщениях
Итого, чтобы никто не мог сказать, что Khaki X-Wind - это просто бижутерия, вот инструкция по вычислению угла коррекции ветра и скорости относительно земли.
Будем решать задачу по условиям, приведённым в Instruction Manual'е к часам, но по правильной методике, применяемой на калькуляторах типа MB-2A:
  1. TC (true course, истинный курс самолёта) = 40°
  2. WD (wind direction, направление ветра) = 70°
  3. TAS (true airspeed, воздушная скорость) = 180kn
  4. WS (wind speed, скорость ветра) = 40kn

.

Вычисление WCA (wind correction angle, "crab" angle, угол коррекции сноса):
  1. 1) по схеме из главы 5 Инструкции, определим RWA (relative wind angle, курсовой угол ветра), RWA = WD-TC = 70°-40° = 30°,
  2. 2) найдём на наружном безеле значение TAS=180kn, обозначаемое меткой "18"
  3. 3) с помощью ЗГ "B" подведём к метке TAS ("18" на наружном безеле) вычисленное значение RWA=30°, находящееся на "C" - шкале синуов. НЕ ПЕРЕПУТАЙТЕ ЗНАЧЕНИЯ ШКАЛЫ СИНУСОВ СО ЗНАЧЕНИЯМИ УЧАСТКА ШКАЛЫ КОСИНУСОВ! (участок шкалы косинусов, значения от 15° до 45°, находится слева от окошка "E"). Если требуются углы RWA от 45° до 90°, то используем метки участка шкалы косинусов: sin(45°)=cos(45°), sin(50°)=cos(40°), sin(55°)=cos(35°), sin(60°)=cos(30°), sin(65°)=cos(25°), sin(70°)=cos(20°), sin(75°)=cos(15°).
  4. 4) ни безель, ни шкалу синусов больше не вращаем
  5. 5) находим на наружном безеле значение WS=40kn, обозначаемое меткой "40", и напротив метки "40" наружного безеля читаем на шкале синусов значение WCA, оно оказывается равным 6,5°
  6. 6) смотрим на векторную диаграмму (или левый рисунок главы 5 Инструкции), определяем, что ветер встречный, с правого борта. Доворачиваем самолёт вправо на 6,5°, к ветру. Нос самолёта теперь указывает в направлении TH=TC+WCA=46,5°, которое можно "запомнить" в окошке "E" на шкале "нижнего" внутренного безеля, повернув его с помощью ЗГ "D".
Самолёт теперь летит боком, (делает "crabbing"), но относительно земли держит курс, равный TC (true course), то есть - на пункт назначения.
На компасе мы видим значение TH (true heading), туда повёрнут нос самолёта.
Теперь надо определить скорость самолёта относительно земли.

Вычисление GS (ground speed, скорость относительно земли):
  1. 1) ни безели, ни шкалу синусов не вращаем! Их положения соответствуют только что решённому шагу (определения WCA)
  2. 2) вспомогательный угол, требующийся для вычисления GS, показан на векторной диаграмме красным, вычисляется по правилу: RWA+WCA в попутном ветре, RWA-WCA во встречном ветре. По условиям задачи - ветер встречный, вычисляем значение вспомогательного угла RWA-WCA=30°-6,5°=23,5°
  3. 3) находим на шкале синусов это значение, "23,5°"
  4. 4) напротив него - считываем значение GS (ground speed, скорость относительно земли) на наружном безеле, она оказывается равной 144 узла.
Готово!

Если бы на часах была ещё одна числовая логарифмическая шкала, мы смогли бы вычислить и время полёта, разделив расстояние до пункта назначения на только что полученное значение GS. Но увы, тут нам X-Wind не поможет, так как всё-таки является бижутерией!
Наверное можно как-то исхитриться, запомнить расположение делений на всех шкалах, совместить метку, соответсвующую длине пути на наружном безеле, с меткой, соответствующей скорости на шкале углов, и прочитать результат. Но без часов я проделать это "в уме" не могу.
Если кто-нибудь сфотографирует свой X-Wind в положении решения вышеупомянутой задачи, я попробую придумать дальнейшие действия.

Итак, напомню схему решения задачи:
  1. 1) определяем курсовой угол ветра (RWA) по значениям TC и WD (см. рис. к главе 5)
  2. 2) совмещаем значение TAS с меткой RWA, находим метку WS - под ней считываем значеие WCA, в зависимости от направления ветра (попутный/встречный) складываем или вычитаем значения углов RWA и WCA, над результирующим (суммарным или разностным) значением угла считываем величину GS
Всё решается единственным поворотом безеля.

Всем спасибо за внимание.
Сам получил удовольствие, разбираясь со шкалами этих часов.


PS
Домашнее задание
Вычислить WCA и GS для второй и третьей иллюстрации главы 5 Инструкции к часам.
Считаем скорости ветра и самолёта теми же: WS=40kn, TAS=180kn.


PS2
Пока Hamilton не сделает правильные шкалы (и нормальный 24-часовой циферблат!) - покупать эти часы не буду.

Чтобы превратить эту имитацию CR-3 в имитацию MB-2A, надо:
  1. 1) добавить равномерную шкалу 0°~359° на наружный безель; исправить разметку "нижнего" внутреннего безеля, сделав на ней четыре сектора по 90°: (0°, 10°...80°, 90°, 80°...10°, 0°, 10°...80°, 90°, 80°...10°, 0°), чтобы облегчить шаг вычисления RWA
  2. 2) убрать участок шкалы косинусов, достроить там хвост шкалы синусов
  3. 3) (наверняка нереализуемо) добавить на безель "C" логарифмическую числовую шкалу
  4. 4) если без второй логарифмической шкалы - придумать способ деления чисел на имеющихся шкалах (например - относительно метки "12 часов")
В противном случае придётся носить вторые часы, типа Citizen Skyhawk, для продолжения рассчётов времени и расхода топлива.
Ответить с цитированием
Эти 4 пользователей сказали Спасибо! booBot за это сообщение:
Den008 (14.06.2020), El Segador (20.01.2018), Lexey273 (26.11.2017), Shink (28.11.2017)