Часовой форум Watch.ru - Показать сообщение отдельно - За что платим-4: битва бастардов. “Пилоты” Davosa VS San Martin VS “Штурманские”
Показать сообщение отдельно
  #1  
Старый 04.10.2023, 23:42
Аватар для 0ceanborn
0ceanborn 0ceanborn вне форума  
Форумчанин
 
Регистрация: 11.08.2017
Адрес: Казань
Сообщений: 3,325
Сказал(а) спасибо: 10,320
Поблагодарили 10,390 раз(а) в 2,031 сообщениях
За что платим-4: битва бастардов. “Пилоты” Davosa VS San Martin VS “Штурманские”

Это продолжение серии “За что платим”, где уже были Rolex VS Citizen, Casio VS Longines и Seiko VS San Martin. На сей раз на ринге сразу три модели.
1. San Martin Pilot 37 mm. В сентябре 2023 я видел их за 16 000 р., или $166. Мои мне достались в августе за 13 500, но тогда и курс был пониже.
2. Штурманские 2416-4005400 (Россия, “Волмакс”). На официальном сайте 33 000 р., или примерно $342 — в 2 раза дороже San Martin.
3. Davosa Simplex DAV.16143156. Снова удваиваем ставки: на оф.сайте в США часы стоят $699, на наши деньги — 65-67 тысяч. В российском ретейле их можно примерно за столько и найти.


Почему они? Ну, SM Pilot — точка отсчета. К нему я хотел любой швейцарский пилот (pilot VS pilot) и полевые Hamilton Khaki (похожи). Пилот нашелся атипичный (с днем и датой), зато быстро. С Khaki оказалось сложно, зато возникла возможность со “Штурманскими” — и я подумал, что будет интересно сравнить три ретро-пилота.

БИТВА БАСТАРДОВ


У нас все часы классные, как Джон Сноу. Рамси Болтонов среди них нет (кадры из “Игры престолов”, Netflix)

San Martin назвал свои часы “пилотом”, а не “полевыми”, и не соврал. В основе дизайн европейских, в частности немецких, пилотов первой половины XX века. Если я не прав — комментарии пока еще открыты


Слева направо, сверху вниз: Zenith Луи Блерио, 1909 (Getat.ru). Rellum, которые Германия закупала для пилотов до конца 1930-х (german242.com). Ранние часы Люфтваффе (german242.com). У пилотских хронографов Люфтваффе тоже были похожие стрелки и разметка (сайт не помню)

В SM Pilot отражены историчные кафедральные стрелки, каплевидный баланс секунды, цифровая разметка, черный фон и "железная дорога".



Копирование это или нет? Я думаю, нет. Подобные пилоты в ретро-дизайне делают многие.



Но SM — не совсем пилот: корпус и ЗГ меньше, а безель полысел и лишился метки. Теперь они полевые часы настолько же, насколько и пилоты. Бастард? Бастард!

Davosa, строго говоря, тут вообще мимо проходила. В основе дизайна — B-Uhr типа А, «часы воздушного наблюдателя [Люфтваффе]» — т.е. штурмана. Но B-Uhr для большинства — самые узнаваемые пилоты, и в магазинах они в графе “пилот”, так что пусть будут. Конкретно Davosa Simplex тоже тот еще бастард. Компании не было в пятерке оригинальных производителей B-Uhr, а из признаков этих часов (55 мм, большая ЗГ, светлая разметка по черному, стрелки ромбом и т.д.) Davosa переиграла всё, кроме разметки и формы стрелок. Получились не B-Uhr, а кэж-часы в их стиле.


B-Uhr типа А, которые производились в 1939-1941 (vintagewatchspecialist.com), и Davosa Simplex (watches24.pl)

“Штурманские” входят в серию “Гагарин” — он летал в космос почти в таких. У волмаксовских часов дизайн образца 1949 года, а у Гагарина были образца 1954 года. На вид часы отличались стрелками (карандаши VS градусники) и ЗГ (плоская VS объемная). Даже у самого историчного “Волмакса”, “Гагарин Первый” (33 мм, механика “Полет 2609”), дизайн не “гагаринский”. Почему — не знаю, а вы?


Слева “Штурманские” образца 1949 года (такие хомажит “Волмакс”), справа 1954 (в таких летал Гагарин). Фото: sturmanskie.ru


Часы Юрия Гагарина в музее Роскосмоса — явно второго типа. Фото: roscosmos.ru

“Штурманские” из нашего обзора наименее бастардны (боже, что за слово). Такие выдавали и штурманам, и пилотам. Дизайн — как у аутентичных (правда, новые больше и на калибре “Восток”, которого в оригинале быть не могло). И хоть часы в обзоре темные, под стать SM и Davosa, но в линейке есть светлые, как оригинал.



По историчности — всё. Оценивать по ней часы мы не будем.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Сравниваем только факты и качество исполнения сопоставимых элементов. Субъективные категории (комфорт, красота, ощущения) озвучиваем, но НЕ оцениваем.
Например: "Ремешок Davosa удобнее браслета SM" — некорректно.
"У Штурманских минералка, а у San Martin сапфир" — корректно.
Баллы начисляем от 0 до 3. Некоторая субъективность неизбежна, но я постараюсь не наглеть.
0 = "По этому параметру часы не отличаются".
1 = "Незначительное преимущество".
2 = "Преимущество".
3 = "Значительное преимущество".
КОРПУС И СТЕКЛО. 3 : 2 : 2

Корпус и безель. 0 : 1 : 1

Davosa. Корпус такой, какого ждешь от инструментальных часов недорогого швейцарского бренда: просто, но на совесть. Боковые грани и ушки — в мелком аккуратном сатине, рант полированный, грани четкие. Между ушками всё хорошо. Хвастаться нечем (ни хитрой отделки, ни сложных форм) и ругать нечего.

Но есть у него неприятная особенность. У нашей “ПАмфибии” корпус между ушками рвет ремешок, и у швейцарской Davosa, которая на порядок дороже, та же проблема. А у “Штурманских” ее нет, и у SM с прикрепленной для проверки половинкой рандомного ремня не было. Так что “Штурманские” и SM получают +1 балл. Почему не 2? Потому что эту потертость все равно никому не будет видно.

44-миллиметровая Davosa — самые большие часы в обзоре, а за счет малой толщины (10 мм) они ощущаются еще более крупными и плоскими. Ушки загнуты вниз совсем чуть-чуть, и часы сидят на моей тонкой руке не более чем приемлемо. С большим запястьем посадка должна быть лучше.



San Martin. Летом я много носил здоровенный “тунец” San Martin, и на контрасте пилот SM сперва показался игрушечным. Потом отпустило, и ощущение миниатюрного изящества осталось только в отношении фигурных стрелок. Но SM совсем не игрушка. Все, что нужно для дела, сделано надежно и разумно. Финиш корпуса — сплошной сатин: крупнее, чем у конкурентов, и без излишеств вроде чередования отделки, фасок и сложных форм. Но все качественно, без огрехов отделки и геометрии.

Толщина больше, чем у Davosa (11,5 мм), а диаметр — всего 37 мм. Непривычно маленькие часы удобно сели на запястье (не раз забывал, что они надеты), но если ощущались — то “бочоночком”.



У “Штурманских” безель полированный, а остальное — сатин (такой мелкий, что тоже похож на полировку). Огрехов нет. Толщина — аж 14 мм, но с привычным диаметром 42 мм “бочонковости” SM не чувствуется. Посадка — чуть приятнее, чем у Davosa. А купольное стекло легко заходит под рукав.



“Просто, но аккуратно” — общий принцип для всех трех часов. Разница в отделке минимальная и скорее относится к дизайну: у SM безель сатинированный, а не полированный, и сатин покрупнее. Но на мой взгляд, сложность корпусов у всех примерно одинаково низкая, а машинное сатинирование не проще и не сложнее полировки. Поэтому, помимо нюанса Davosa, баллы ставить не за что.


“Я не толстый, у меня кость широкая!”

Стекло. 1 : 1 : 0

Стекла у всех трех неисторичные: у “Штурманских” купольная минералка, у Davosa и SM плоский сапфир (обоим +1 за сапфир, но не +2, т.к. плоский). Купольная минералка, конечно, красива и дает приятные искажения, как аутентичный плекс. Но со временем такие стекла сильно царапаются.

Антиблика нет ни у кого. Но при таком дизайне циферблата, как у SM и особенно Davosa, читаемость бликами не испортишь. А вот фотографировать без бликов — задачка-с.

Задняя крышка. 1 : 0 : 1

Трое часов — три разных подхода. В “Штурманских” не поскупились на объемный портрет Юрия Гагарина (но в макро видно, что обработка неидеальна). Буквы четкие, есть номер часов в лимитированной серии. Сама крышка крепится на четырех винтах.



Для Davosa выбрали завинчивающуся крышку с окошком — зачем? Ведь механизм без декора. Но есть редкая и симпатичная деталь — маленький лого на внешнем крае крышки.



Завинчивающаяся крышка SM историчнее и скучнее всего: она пуста. Зато можно кастомизировать часы — я подумывал сделать тематическую гравировку (чкаловский АНТ-25, “Локхид Вега” Амелии Эрхарт или Ju-52 “Люфтганзы”). А еще только у SM водозащита 100 м, а не 50.



Итого: +1 балл Davosa за крышку со стеклом и аккуратной обработкой и “Штурманским” за сложный декор, выполненный не идеально. Крышка SM же ничем не выделяется, а водозащиту оценим позже.

Заводная головка. 1 : 0 : 0

Видимо, в Davosa решили украсить часы, не особо меняя геометрию корпуса, и поставили по-пилотски крупную, но не по-пилотски сложную ЗГ. В плане она напоминает 8-лепестковый цветок с полированным лого на матовом фоне. Красиво, ухватисто, но при сгибе руки ощущается.



Сплошь полированная ЗГ “Штурманских” соответствует оригинальным часам, удобна даже в перчатках и не примечательна более ничем. При сгибе руки мешает, но немного.



В SM озаботились хорошей рельефной гравировкой, но сама ЗГ на ощупь грубовато обработана. Она на резьбе, что плюс. Однако если в ротации несколько часов, механику нужно каждый раз перевыставлять. Отвинчивая-завинчивая резьбу (а идет она жестковато), я каждый раз думал: “И через сколько раз я ее сорву?” В общем, без резьбы спокойнее.



За явно более сложную ЗГ без потерь в качестве +1 получает Davosa.

ЦИФЕРБЛАТ. 0 : 1 : 0

Стрелки. 0 : 1 : 0


Стрелки Davosa аккуратные, но скучные — то ли пластиковые, то ли крашеные металлические (кстати, у аутентичных B-Uhr стрелки были темные). Вырублены ровно, но если придираться — фотографировать с зумом и под углом — края кажутся неидеальными. Люм налит аккуратно.



Стрелки-карандаши “Штурманских” вырублены не хуже, чем у Davosa, тем более что здесь полированный металл.



У SM, как и у Davosa, под углом и с увеличением края тоже выглядят не идеальными. Но при этом стрелки сложнее, чем у конкурентов. Даже на трех тонких коротких сегментах с люмом в минутной стрелке никаких неровностей или ляпов. Каноничные кафедральные стрелки смотрятся украшением циферблата. +1 за хорошую реализацию более сложной формы. Я, впрочем, осознаю, что этот балл спорный — но ниже мы увидим, что он не особо влияет на итог.



Циферблат и метки. 0 : 0 : 0

Никогда не понимал B-Uhr, но судя по Davosa, что-то в них есть. Часы ощущаются приятно плоскими, и цифер тоже. Тонкие стрелки так плотно прижаты к циферблату, что кажутся нарисованными на нем. Читаемость у ромбов со смещенным центром идеальная — лучше, чем у конкурентов. Впрочем, это заслуга на Davosa, а тех, кто 80+ лет назад придумал дизайн.

Больше ничего интересного. Прорисовка аккуратная: в лупу х2 все ОК (но в большем зуме кажется, что края меток не везде ровные). Накладных элементов нет. Фон по-инструментальному прост: ни гильоше или эмали, ни текстуры, как у остальных. Черное поле портят белые провалы даты и особенно дня недели. Справедливости ради, печать на них чёткая, а показания встают точно посередине окошка.



У SM края люмовых меток тоже бывают размыты. Остальное (“железная дорога”, цифры, лого и надписи) безукоризненно. Шероховатый антрацитовый циферблат здесь и там играет на свету маленькими искорками, как асфальт после дождя, и не выглядит скучным. Металлические стрелки на нем не очень видны, зато прекрасно виден светлый матовый люм. В итоге читаемость не как у B-Uhr, но тоже отличная. Цифер глубокий, но отвесные стенки “колодца” по-инструментальному пусты.



“Штурманские” стоят особняком. Многие элементы разметки легли на шероховатый, будто потрескавшийся от времени циферблат чуть неровно: кое-где чуть размыты границы, а на цифрах 8 и 9 серебряная рамка цифры неравномерной ширины. И это… отлично! Ведь часы имитируют модель аж 1940-х. Да и видно все это в лупу, а не на руке с 40 см. Читаемость хуже прочих: неяркий желтый не особо контрастен к серому, а стальные контуры стрелок под углом скрадываются, как на SM. И все равно ее достаточно, чтобы с одного взгляда понять время.

В целом у Davosa правильный, скучный инструментальный цифер: информативность важнее красоты. Общая ламповость “Штурманских” определяет “состаренный” вид. В SM нашли отличный баланс: лаконичный ретро-дизайн плюс интересные неброские детали за счет исполнения. Их цифер интереснейший в тройке… Но баллов не будет, потому что принципиальной разницы в качестве и сложности исполнения лично я не вижу.

Люм. 0 : 0 : 0

Люм у часов примерно равноценный, может, у “Штурманских” чуть слабее. После засветки стрелки и разметка горят огнем, но через полчаса можно лишь кое-как разобрать показания времени. У Davosa и “Штурманских” люм одноцветный, у SM двухцветный — мне нравится, а для кого-то будет минусом.


Я ждал от “пилота” SM такого же ядерного люма, как у “тунца” SM. Но он не лучше прочих (для сравнения рядом Davosa), а цифры не ярко-синие, как на рендерах, а бледно-голубые и не сильно отличаются от бледно-зеленой разметки. Фото, кстати, в чувствительном ночном режиме сразу после сильной засветки

БРАСЛЕТ / РЕМЕШОК. БЕЗ ОЦЕНКИ

Не могу сравнить браслет SM с кожаными ремешками Davosa и “Штурманских” и просто поделюсь впечатлениями.

Браслет SM хорош: однозвенный, с четкими гранями, с качественной обработкой между звеньями. Застежка фрезерованная, крепление на винтах (менять звенья легко). В целом браслет на уровне Longines Conquest VHP, только у SM удобнее. Но двух отверстий точной регулировки мало (в “тунце” SM было четыре). Крепление стандартное, и можно поиграть с правильными для пилота ремнями.



Ремешок “Штурманских” шедеврален. Прямо из коробки он мягкий, гибкий и шелковистый, как замша. Руку облегает как родной и застегивается на моем 16,5-см запястье на первое-второе отверстие. Красная подложка и прострочка гармонируют с красными элементами цифера, а на бакле глубокая четкая гравировка.

Ремешок Davosa не хуже: гладкий и куда плотнее “штурманского”, но тоже гибкий и хорошо охватывает руку. Лично мне не хватает отверстий — на минимальном размере часы свободноваты. Бакля неплоха и симпатична: с небольшой, лаконичной гравировкой давосовской звезды.

МЕХАНИЗМ. 4 : 1 : 0

Никогда не умел любить калибры и искренне интересоваться ими (не ломаются — и ладно). Поэтому оцениваю только потребительские характеристики.

В SM стоит Miyota 8215 (вообще made in Japan, но бывают китайские клоны). В “Штурманских” — российский “Восток 2416”. Так что главным петухом в этом курятнике оказывается Davosa с тривиальным швейцарским ETA 2834-2 неясной градации (он же 2824 с днем недели).

У всех трех есть какая-никакая противоударная защита, ручной подзавод, надежность (“Мийоте” вообще поют дифирамбы) или хотя бы ремонто- и заменопригодность. АПЗ у ETA и “Востока” двунаправленный, а у Miyota нет, но заводятся все трое бодро.

По запасу хода Miyota (паспортные 42 часа) и ETA (38 часов) существенно опережают “Восток” (31 час), но ни одни не переживут выходные без подзавода. +1 балл китайцу и швейцарцу.

Хак есть только у ETA (+1 балл). Говорят, с конца 2021 года у Miyota 8215 он тоже появился, но у меня не такой экземпляр. А со “Штурманскими” вообще все иронично: в 1940-е именно они получили стоп-секунду первыми из советских часов, в 2020-х же ее нет.

Что до точности, для ETA даже в самой дешевой градации Standard заявлены допуски +/-12 секунд в день. У “Востока” -20/+60, у Miyota -20/+40. В “офисном” режиме с вечно недозаведенной пружиной все в допуски уложились. Но Davosa в среднем отставала на 3 секунды в день, а SM на 8. Показания “Востока” я случайно стер из WatchCheck, но помню, что он был менее точным, чем Miyota. Да и стабильность хода за сутки у ETA наилучшая. Так что за совокупность паспортной и реальной точности Davosa с ETA на борту получает +2.

На закуску забавный факт: у San Martin самый громкий автоподзавод, а Davosa громче всех тикает.

ВОДОЗАЩИТА. 0 : 1 : 0

У Davosa и “Штурманских” неисторичные WR50, а у SM — в два раза более неисторичные WR100. +1 балл китайцу.



ИТОГ. 7 (DAVOSA) : 5/4 (SAN MARTIN) : 2 (“ШТУРМАНСКИЕ”)

Все трое часов сделаны очень просто. Их простота почти не оставляет простора ни для косяков, ни для тотального превосходства. Без учета оценки за механизм счет примерно равный:
3 (Davosa) : 4/3 (San Martin) : 2 (“Штурманские”).

И только за счет механизма Davosa вырывается вперед. Стоит ли ETA 2834-2 двукратной или даже четырехкратной разницы в цене — решать вам.

ТАК ЗА ЧТО ПЛАТИМ?
• В San Martin, как всегда, платим за часы: качественный корпус и браслет, простенький, но очень надежный механизм, максимальная в тройке водозащита. На тонкую руку еще и посадка лучшая из трех. И дизайн — в кои-то веки не копия.
• В Davosa субъективно доплачиваем за швейцарский бренд и, может, за флёр модных B-uhr. Объективно — за механизм: розничный ETA 2834-2 на ebay стоит треть цены часов.
• “Штурманские” с минеральным стеклом и архаичным механизмом по ТТХ не конкуренты ни SM, ни тем более Davosa. Но их ценность не в ТТХ, а в эмоциях: первый космонавт, советский дизайн, российский калибр, ностальгия. Вот за это и платим.
Davosa в принципе хороши, а для тех, кто в часах превыше всего ценит механизм, в этой тройке выбор и вовсе очевиден. “Штурманские” аутсайдер (это не то же самое, что лузер): хотя по ТТХ они слабее всех, но критерии их выбора основаны не на рацио. Ну а выбирай я среди трех часы на каждый день — выбрал бы SM: как и в прошлый раз, у них сногсшибательный баланс цена/качество, плюс удобная посадка, плюс мне нравится, как отыгран дизайн.

Спасибо К. за Davosa,
К.А.Т. за “Штурманские”,
а Vladimir Landau — за информацию о часах Гагарина
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1.jpg
Просмотров: 2016
Размер:	198.7 Кб
ID:	3619660   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 2.jpg
Просмотров: 2042
Размер:	248.2 Кб
ID:	3619661   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 3.jpg
Просмотров: 2043
Размер:	409.9 Кб
ID:	3619662   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 4-1.jpg
Просмотров: 3403
Размер:	423.3 Кб
ID:	3619663   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 4-2.jpg
Просмотров: 2022
Размер:	193.2 Кб
ID:	3619664   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 5.jpg
Просмотров: 2001
Размер:	231.3 Кб
ID:	3619665   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 6.jpg
Просмотров: 1980
Размер:	136.2 Кб
ID:	3619666   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 6-1.jpg
Просмотров: 1937
Размер:	34.2 Кб
ID:	3619667   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 7.jpg
Просмотров: 2012
Размер:	533.1 Кб
ID:	3619668   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 8.jpg
Просмотров: 1991
Размер:	364.6 Кб
ID:	3619669   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 9.jpg
Просмотров: 1982
Размер:	330.4 Кб
ID:	3619670   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 10.jpg
Просмотров: 1973
Размер:	316.6 Кб
ID:	3619671   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 10-1.jpg
Просмотров: 1955
Размер:	163.7 Кб
ID:	3619672   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 11.jpg
Просмотров: 1957
Размер:	280.4 Кб
ID:	3619673   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 12.jpg
Просмотров: 1972
Размер:	349.5 Кб
ID:	3619674   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 13.jpg
Просмотров: 1956
Размер:	343.6 Кб
ID:	3619675   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 14.jpg
Просмотров: 1974
Размер:	433.9 Кб
ID:	3619676   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 15.jpg
Просмотров: 1956
Размер:	313.3 Кб
ID:	3619677   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 16.jpg
Просмотров: 1948
Размер:	286.5 Кб
ID:	3619678   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 17.jpg
Просмотров: 60
Размер:	309.1 Кб
ID:	3619679   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 18.jpg
Просмотров: 1939
Размер:	347.1 Кб
ID:	3619680   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 19.jpg
Просмотров: 1966
Размер:	607.0 Кб
ID:	3619681   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 20.jpg
Просмотров: 1953
Размер:	503.3 Кб
ID:	3619682   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 21.jpg
Просмотров: 1918
Размер:	330.3 Кб
ID:	3619683   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 23.jpg
Просмотров: 1882
Размер:	48.0 Кб
ID:	3619684   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 24.jpg
Просмотров: 1943
Размер:	234.3 Кб
ID:	3619685   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 25.jpg
Просмотров: 1908
Размер:	266.5 Кб
ID:	3619686   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 25-2.jpg
Просмотров: 1953
Размер:	326.6 Кб
ID:	3619687  
__________________
NEW: Casiotron: лучшая ретро-лимитка?

За что платим: ● 2. Casio VS Longines, ● 3. Тунцы: San Martin VS Seiko, 4. Пилоты-бастарды: Davosa VS San Martin VS “Штурманские”

Мои обзоры:Certina DS Multi-8, ● Agelocer. Правильный "китаец", ● “Слава Капитан”, ● Cиняя ПАМфибия, ● Citizen BN0227. Лучший морской цифер, ● Casio Oceanus OC503, ● Последний цифровой Edifice, ● G-Shock GD-350 Vibe Alarm, ● Titoni Master, ● Космические CIGA Design, ● The Electricianz SteelZ, ● Император защищает! Упоротый обзор TechnoMarine

Эти 44 пользователей сказали Спасибо! 0ceanborn за это сообщение:
airtornado (05.10.2023), akadama (05.10.2023), Alex1101 (14.10.2023), andva (31.03.2024), Bel64 (05.10.2023), CredoBy (25.06.2024), Dead Morose (12.10.2023), DeGarsia (08.10.2023), dMj (05.10.2023), egzzeg (06.10.2023), exo (06.10.2023), Gameboy (05.10.2023), georgemanjur (05.10.2023), Greggy (17.11.2023), hagakure (22.03.2024), Ivanovka (07.10.2023), Kelevratony (07.10.2023), Luminofor (25.10.2023), matr1x (16.10.2023), Max Nsk (05.10.2023), MiSV (05.10.2023), NikitaAndrey (19.05.2024), nomorewar (31.03.2024), o16rus (14.10.2023), Pamik (25.07.2024), Persids (13.10.2023), Petrovich451 (09.10.2023), PocoLoco (06.10.2023), Postum61 (05.02.2024), Putnik7 (05.10.2023), SeregaGad (06.10.2023), Sergei2177 (05.10.2023), Severum (05.10.2023), sls63amg (20.08.2024), Sprandi (05.10.2023), sv56 (12.10.2023), Tauruss (08.10.2023), terry82 (05.10.2023), Thorin (05.10.2023), TTrout (15.10.2023), VatNik86 (05.10.2023), vittorio74 (09.02.2025), VolkArt (05.10.2023), АлексМ (05.10.2023)