Вернемся в 2014 год. Максимилиан зажегся новой идеей, причем на этот раз нацеленной не на коллекционеров и знатоков, а на родных и друзей. Дело в том, что люди, которые ему дороги, не могут позволить себе часы MB&F, и это его угнетало. Как они могут испытать волшебные ощущения, которые дарят его часы, если ценник для них слишком высок?
Идея была очевидна: создать нечто доступное по цене. Но вот воплотить ее в реальность... Это уже отдельная история. Четыре года непрерывных разработок, проб и ошибок закончились неутешительным выводом: похоже, пока что это нереально. Впервые команда MB&F столкнулась с проектом, который оказался ей не по зубам.
В 2018 году, после несчетных тупиков и долгих вечеров, они сдались. Ирония судьбы: проект, который был призван сделать бренд более доступным для близких, отнял у них столько времени, что как раз для близких его не осталось. Макс подвел итоги: «Некоторым из нас было грустно от того, что ничего не получилось. А другим? Другие вздохнули с облегчением». То что начиналось как маленький снежный ком, быстро нагрелось и принялось таять.
Затишье перед бурей
Перенесемся в 2020 год. Весь мир поставлен на паузу, а вместе с ним и часовая индустрия. Ковид сказался на всех, в том числе и на MB&F. Начался обратный отсчет – 14 месяцев. Именно столько нам оставалось до немыслимого: банкротства. Никаких запасных вариантов у нас не было. Нависла угроза того, что придется навсегда распустить всех по домам.
Все началось во время одного кризисного собрания. Кто-то предложил безумную идею: «А что если запустить этот более “доступный” проект?» Вы это серьезно? В самый разгар глобального кризиса объявить о новом бренде и новом продукте? Это выглядело абсурдным. Но что если это не будет бренд в традиционном смысле? Что если это будет Edition – разовый выпуск? Серия всего из 500 экземпляров. В отличие от бренда разовый выпуск не предполагает продолжения. Он может начаться и прекратиться в любой момент.
Несколько месяцев спустя случилось нечто неожиданное: спрос на часы не просто восстановился – он буквально взорвался. Заказы посыпались один за другим. MB&F внезапно столкнулся с наплывом заявок. Шторм начал набирать силу, небольшая струя постепенно превращалась в неудержимый поток.
Что делать с проектом M.A.D.1?
Все просто: зарезервировать его для Друзей – поставщиков MB&F – и клиентов, которые поддерживали бренд все эти 15 лет. Это сплоченное сообщество из нескольких сотен преданных сторонников мы прозвали «Клан». В июне 2021 года на электронные адреса этих 500 человек было отправлено сообщение. Никаких масштабных кампаний. Никаких публикаций в социальных медиа. Просто сообщение с благодарностью за доверие и лояльность. А что в знак нашей признательности? Возможность приобрести часы. Без фанфар. Без шумного официоза. Просто сообщение.
Эффект снежного кома
Три дня спустя произошло неизбежное: изображения просочились в Instagram. И что же «часовая» публика? Она была в гневе. «Как я могу их приобрести? – Видите ли... Никак. Сожалеем». Неподдельное возмущение: «Вы это серьезно? Наконец-то я могу позволить себе часы вашего производства, а их нет в наличии? Говорите, они предназначены только уже существующим клиентам? Ну знаете...!»
Четыре недели спустя было опубликовано короткое видео. Макс пояснил идею: «Это не бренд. Это разовый выпуск. Но мы вас услышали. Дайте немного времени, и мы вам кое-что предложим».
Перенесемся в февраль 2022 года. Было объявлено о выходе первой модели M.A.D 1, что вызвало ажиотаж. Но вместо того чтобы заставлять людей стоять в очереди у бутика, словно у дверей какого-то эксклюзивного ночного клуба, MB&F запустил систему лотереи.
Начало хаоса
Результат? Настоящее сумасшествие, а точнее – MADness. На первую лотерею, где разыгрывалось 450 экземпляров часов, зарегистрировались 18 000 желающих. А на вторую, несколько месяцев спустя? 22 000. За начальной версией M.A.D.1 Blue для Друзей и Клана последовали четыре вариации: Red, Green, Time to Love, созданная в сотрудничестве с Жан-Шарлем де Кастельбажаком, и, наконец, M.A.D.1S – более тонкая, более элегантная, оснащенная швейцарским механизмом. И тут к нашей команде пришло осознание. Этого не должно было случиться. Этого не было в планах. Но нравилось нам это или нет, M.A.D. постепенно превращался в... бренд.
Будущее M.A.D.Editions
Итак, каков следующий выпуск M.A.D.Edition? По логике, раз была модель 1, следующей должна быть модель 2. Но тут есть некая тонкость: перевернув часы M.A.D.1, на их задней крышке вы увидите гравировку «Maximilian Büsser». Потому что идею этих часов придумал именно он. M.A.D.2? Эти часы должен придумать кто-то другой. Это новая глава. Это другая история. Это новый EDITION.
Знакомьтесь: Эрик Жиру – Архитектор модели M.A.D.2
Знаменитый дизайнер Эрик Жиру: 20 лет в дизайне часов MB&F. 20 лет творческого партнерства с Максимилианом. В год празднования 20-летия MB&F вполне логично, что вторая модель должна быть его. Его детищем. Воплощением его идей. Но каково это – повторить хит? Это настоящий вызов. Это как второй альбом, ожидаемый после оглушительно успешного дебюта группы.
И Эрик, и Максимилиан родом из Лозанны, однако путь Жиру совершенно не похож на классическую карьеру швейцарского дизайнера. В то время как другие просиживали в офисной тиши, Эрик отрывался на танцполах, наслаждаясь клубной жизнью девяностых. Долгие ночи, проведенные в легендарных клубах MAD (Moulin à Danses) и Dolce Vita в Лозанне, в обществе творческих личностей, музыкантов, актеров и художников, сформировали его самобытную эстетику.
Друзья называли его «Эрико». Он тусовался с Себастьяном и Стефаном Колер – диджеями, авторами трека «At Night», получившего мировую известность. Набирала популярность хаус-музыка, Стефан Колер (Mandrax) крутил пластинки на знаменитой вертушке Technics SL-1200 Mark 2, воздух был пропитан духом свободы. В наэлектризованные девяностые атмосфера перемен ощущалась повсюду, и особенно в музыке. И именно этот мир стал источником вдохновения для M.A.D.2 – часов, порожденных ритмами ушедшей рейв-эпохи.
Динамичный дизайн
Размещенные по центру M.A.D.2 рельефные индикаторы часов и минут напоминают вертушки диджейского пульта. Центральный циферблат, на котором они вращаются – выполненная со вкусом аллюзия на текстуру винила, с бороздками и сатинированной отделкой, имитирующей звуковые дорожки. Циферблат окружен диском, воспроизводящим стробоскопическую полосу проигрывателя Technics SL-1200, который дополняют стопорные штифты с покрытием Super-LumiNova. При каждом движении запястья диск вращается и, если прислушаться, можно услышать, как в нем пульсирует ритм прошлого. Стробоскопический диск в действительности является ротором автоподзавода, который виден как с лицевой, так и с обратной стороны часов. Перевернув часы, вы сможете детально рассмотреть этот гироскопический ротор со смещенным центром вращения, при виде которого вы невольно покрутите головой.
Корпус M.A.D.2 из нержавеющей стали по форме напоминает округлый камешек. Таким образом Эрик вспоминает о своем первом дизайне часов, придуманном в девяностые, который так и не был воплощен в жизнь. Он дал ему наименование «миндаль». Вы можете найти его отголоски в модели M.A.D.2: плавные формы, то, как она ощущается в руке, миндалевидные изгибы. Даже логотип на заводной головке.
И еще один часовой сюрприз: сложная функция «прыгающий час». Вы обнаружите этот секрет только после того, как проведете с часами некоторое время. При первом приближении ничто не говорит о том, что вы имеете дело с «двунаправленной прыгающей индикацией часа». Маленькие металлические индексы, похожие на гитарные медиаторы, миндаль или глаза инопланетянина, помогают удобно считывать прыгающий час и плавные минуты в самом центре часов.
Плавный ход
Тактильно 42-мм корпус M.A.D.2 ощущается столь же гладким, каким он выглядит. Подобно идеально отполированному миндалю, он уравновешивает игривый, неожиданный для M.A.D.Editions подход, не выходя при этом за рамки. Несмотря на визуальные различия с M.A.D.1, модели имеют общее «сердце» – тот же механизм La Joux-Perret, что и в M.A.D.1S, только дополненный модулем «прыгающей» индикации часа разработки MB&F. Сделано и собрано в Швейцарии.
Две модели, две индивидуальности: версия Orange для Клана и Друзей. Версия Green для лотереи.
Завершающий штрих от MANDRAX
Специально для этого уникального предприятия Mandrax – он же Стефан Колер, диджей из Лозанны и друг Эрика Жиру – решил внести в дело свой небольшой миндаль и записал специальный трек, который задает ритм в презентационном видеоролике часов. Напоминание о том славном времени, когда клубная сцена, ритм и вибрации девяностых были неотъемлемой составляющей их творческих натур. Сегодня эта же энергия пульсирует в M.A.D.2.
Оглядываясь назад, можно сказать, что название говорит само за себя: M.A.D.2. Вторая глава в истории, которая сложилась совершенно неожиданно. Порожденная безумным началом M.A.D.1 и бунтарским наследием золотой эпохи лозаннского клуба MAD. Темпераментная. Творческая. Однозначно и безоговорочно M.A.D.