Таиланд своими ногами
Январь-февраль 2008 года.
Путешествие по Таиланду и Камбодже: Москва - Бангкок - Ко-Чанг - Сим Рип - Пномпень - Чиангмай - Ко-Тао -
Ко-Панган - Бангкок - Москва.
Краткий путеводитель по маршруту, с лирическими отступлениями, финансовыми выкладками, справочной информацией,
иллюстрациями и анекдотами.
Рекомендуется отправляющимся, готовящимся, опасающимся, но мечтающим и задумывающимся
Закат на Ко-Чанге
1. Москва
Идея этой поездки созрела у нас довольно давно - еще прошлым летом, в разгар свадебного сезона, когда мы оба
сидели не разгибаясь перед экраном по 15-16 часов в день, по выходным перемежая этот процесс съемками. Изначально
планы были, правда, еще более грандиозными - три месяца путешествий, Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Бали, а там куда
еще занесет. Однако, к моменту "сбычи мечт" аппетиты поубавились, ибо и сезон съемочный никак не желал заканчиваться
, и визу в Таиланд хоть и отменили, но ставили в аэропорту только на месяц, и билеты с возвратом через два-три
месяца стоили почему-то втрое дороже, чем на короткий срок. В общем, в итоге, после некоторых поисков, в недрах
сайта tourdom.ru были найдены горящие (с вылетом на следующий день) трансаэровские билеты Москва-Бангкок по
550 долларов на 29 дней. Я сорвался с работы, съездил-выкупил, попутно добавив к этому ренессансовскую медстраховку
на всякий случай. И вот, вещи собраны, с форумов awd.ru накачана куча рассказов путешественников, фотоаппараты
заряжены, самолет ждет. Едем!
2. Бангкок - Ко Чанг
Первую неделю было решено посвятить акклиматизации, морю, валянию на пляже и вообще "бабушкиному отдыху", дабы
отойти от московской суеты. Для этих целей был выбран остров Ко Чанг (Koh Chang) в юго-восточной части Таиланда.
Так что, приземлившись в Бангкоке и пройдя довольно шустро все паспортные контроли, мы отправились искать автобусы.
В аэропорту Суварнабуми, как впрочем, почти на любом вокзале, в порту, автобусной станции, есть стойка TAT - точную
расшифровку не помню, но что-то типа Tourism Authority of Thailand. К ней надо отправляться в первую очередь. Там
англоязычный служащий совершенно бесплатно снабдит вас картами, расписаниями транспорта, расскажет, куда идти и как ехать.
Хотя, на самом деле, ломиться сразу из аэропорта к цели назначения было стратегически неверно, но мы это поняли несколько
позже. Ну, а пока мы поменяли немного денег на местные баты (курс обмена в аэропорту похуже, чем в городе, но не смертельно
- 32.15 бат за доллар против примерно 32.5) отыскали остановку shuttle bus, откуда нас бесплатно довезли до автобусной
станции. Там купили билеты до города Трат - на латинице он пишется как Trat, Trad, Tard или еще как-нибудь, пугаться не надо,
тайцы часто пишут латинскую транскрипцию как придется. Что понятно, название этого города произносится по-тайски вообще скорее
как Таат или Даад. Билеты по 250 бат на нос, автобус с кондиционером, ехать 4 часа. С нами ехала еще компания каких-то
голландцев, человек пять и одинокий англичанин с большим рюкзаком и в футболке с надписью Cambodia. Все отправлялись на
Ко Чанг, о чем нас расспросил водитель баса, посчитал нас по пальцам и сообщил немедленно по телефону "куда следует"
Соответственно, на вокзале в Трате нас уже ждал сонгхто - грузовой пикап с навесом от солнца и со скамейками в кузове,
довольно популярный транспорт в Таиланде. За 50 бат с носа нас довезли до пирса, с остановкой у кассы билетов на паром
(80 бат в один конец), сгрузили в толпу таких же туристов и немедленно отправили на остров.
Паром на Ко-Чанг
Система перевозок у тайцев организована довольно неплохо - даже путешествующий без "joint ticket" (один билет на несколько
видов транспорта, например: минибас до пирса - паром - минибас до автобуса - автобус) турист все равно попадает в цепкие
лапы транспортной мафии. Что, в общем, вполне удобно
Паром до острова слонов (Koh - остров, Chang - слон) шел часа полтора. В процессе мы наблюдали, как солнце шустро прячется
за горы - закат в Таиланде очень красивый, но очень короткий: вроде только что еще было светло, солнышко ласково припекало,
а потом оно вдруг - раз! - и упало за горизонт, оставив за собой стремительно темнеющие розовые облачка. В итоге на пирс
прибыли уже практически в темноте. По рассказам в инете мы более-менее знали, куда ехать, поэтому скомандовали таксисту:
"KP bungalow!", куда он нас и доставил. Приличных размеров деревянный домик на берегу моря, с верандой, вентилятором,
горячей водой, большой кроватью и антимоскитной сеткой стоил 800 бат (25$) в день, что на самом деле оказалось практически
самым дорогим нашим жильем за все время путешествия. Потом, прогулявшись по пляжу и посмотрев варианты, мы выбрали более
простой, но более приближенный к природе вариант - соломенную хижину за 200 бат в день. Ну, правда, это совсем спартанское
жилище. Вентилятор и антимоскитная сетка там тоже были, но вместо кровати, например, был просто деревянный помост с матрасом,
правда с чистым бельем и полотенцами. Вода - только холодная, туалет общий, на улице, душ там же. Но зато утречком просыпаешься,
открываешь дверь и выходишь практически прямо в море. А вечером сидишь на крылечке, вокруг кокосовые пальмы, прямо перед носом
у тебя закатное солнце, прибой ласково шуршит по белому песку пляжа, вода металлического оттенка переливается розовым и голубым,
и тишина...
Бунгало за 200 бат
Народу там практически нет, хотя почти все бунгало заселены - черт их знает, куда они деваются, но если выйти к морю,
в любое время на километр вокруг будет дай бог человек десять мирно валяющихся с книжками бэкпекеров. Только в
прибрежных ресторанчиках к ужину собирается народ, но тоже, в общем, не напрягает совершенно. Так что для уединенного
мирного отдыха от московской суеты - совершенно райское место.
Однако цивилизация на острове присутствует вовсю. Интернет-кафе, магазины, рынки, сувенирные лавки, всякие дайвинг-центры
громоздятся один на другой, особенно в самом населенном районе острова - на пляже White Sands. И, дабы приобщиться ко всем
благам, решено было взять напрокат мотобайк - самое популярное средство передвижения в Таиланде вообще.
Мотобайк - это средних размеров скутер, с объемом движка 100-125 см3, либо с полностью автоматической коробкой передач
(вариатор), либо с 3-4-скоростной полуавтоматической коробкой, то есть без рычага сцепления. Выбор в прокатах огромный.
Стоит 5-8$ в день, в зависимости от технического состояния, жадности прокатчика и вашего умения торговаться
Было решено
- берем. Однако, я ж даже на велосипед в последний раз садился лет 10 назад... Первая попытка справиться с чудом японской
техники не удалась. Эта зараза упорно выпрыгивала из-под меня и ехала куда угодно, но не туда, куда я хочу, стараясь при
этом завалиться на бок или ускакать в сторону. Так что на следующий день я оставил Иру купаться и загорать и решил посвятить
некоторое время обучению. Пришел в прокатную контору, взял байк - Yamaha Mio, нацепил шлем, сел и... поехал, как будто всю
жизнь на нем провел. Сгонял за пять километров в городок, заправился, поменял денег, купил всяких бананов, по проселочной
дороге вернулся домой, в общем, вполне освоился.
Мотобайк
На следующий день мы уже ездили за пол-острова в южный порт, купили трип на снорклинг и вечером я этот мотобайк сдал.
Слабенький оказался. Ко Чанг - остров довольно гористый, подъемы и спуски 25% крутизны там не редкость. И если на
спусках обычно приходилось держать нажатыми оба тормоза, чтобы не улететь в повороте, то на подъемах нас с Ирой вдвоем
он просто не мог вытянуть на гору. Ире приходилось подниматься пешочком, пока я катался
Следующий мотобайк, который мы взяли после дня катания на лодочке и снорклинга, Honda Click, был по-моему, просто поновее,
а потому потяговитее. Снорклинг же в Таиланде - ну так себе. Не, рыбы и кораллы есть, в достаточном количестве, посмотреть
можно. Но после Красного моря - не впечатляет. У меня в Шарм-эль-Шейхе прямо возле отеля было всего больше, лучше и
красочнее. Правда, Ко Чанг - не самый коралловый остров Таиланда, но и впоследствии, на Ко Тао, местной Мекке дайверов, меня
кораллы не впечатлили. А пока мы на байке облазили весь остров, совершив практически путешествие по его периметру. Заезжали
на водопады, в которых, правда, не оказалось воды - не время, сказали нам местные, вот в сезон дождей... Полазили по джунглям,
смотрели заросли мангровых деревьев, рыбацкие деревеньки и совершали сувенирный шоппинг
К тому времени к нам присоединилась
ирина подружка Вероника, с которой мы еще в Москве договаривались встретиться и попутешествовать вместе пару недель. Один раз
на байке-таки упали - на узком горном серпантине я слишком старательно уворачивался от встречного джипа и заехал в повороте
в кювет, где и рухнул набок. Скорость была никакая, так что отделались разбитым локтем у меня и разбитой коленкой у Иры. Ну,
еще мобильник-раскладушка, стукнутый об асфальт, разложился на две половинки раз и навсегда, хоть и работает до сих пор,
держась на шлейфике
Ира - крутой драйвер
Подружке Веронике хотелось еще подольше поваляться на море, в итоге на Ко Чанге мы провели аж 10 дней, вместо запланированной
недели. Переселились обратно в бунгало с горячей водой, ибо девушкам хотелось мыться и валяться в комфортных условиях. Но
все равно, впереди нас ждала Камбоджа, храмы Анкора и вообще "экскурсионная" часть путешествия
3. Ко Чанг - Сим Рип - Пномпень - Бангкок
Билеты в Камбоджу продаются там на каждом углу. Народ жаждет приобщиться к кхмерским древним святыням и пройти дорогами
Анжелины Джоли
На ресепшене наших бунгало эти билеты продавались почему-то на пару сотен бат дешевле, чем в городе,
так что там мы их и купили. Рано утречком за нами приехал пикапчик и мы отправились. На перевалочном пункте на нас
наклеили метки путешественников - разноцветные бумажки, по цвету которых тайцы отличают, куда тащить этого конкретного
туриста, сошедшего с автобуса и растерянно крутящего головой в поисках следующего транспорта. Сдали по 1300 бат,
фотографию 3х4 (можно обойтись и без нее - сделают просто ксерокс с паспорта), заполнили анкеты на выезд из Таиланда
и въезд в Камбоджу. На следующей остановке наш провожатый собрал со всех паспорта и через полчаса притащил с уже
проставленными визами в Kingdom of Cambodia.
С пересечением границы у меня связано одно из самых сильных впечатлений от поездки. На пограничном пункте со стороны
Таиланда был небольшой рыночек, где мы ожидали перехода. Светило солнышко, торговцы таскали за собой огромные телеги с
едой, школьники в белых рубашках катались по пять человек на одном байке, шум и запахи складывались в какую-то очень
радостную картинку, улыбчивые тайцы охотно позировали фотографам - вообще в Таиланде народ очень доброжелательный, спокойный
и позитивный.
Торговец фруктами
Потом зал проверки паспортов со стороны Таиланда, очередь за штампиком в паспорте со стороны Камбоджи... И мы выходим в
совершенно другой мир. Пасмурно, в воздухе стоят облака пыли, кругом грязь, воняет какой-то тухлятиной, все серое и
неприветливое. Толпы пешеходов, байкеров, замызганных автомобилей, голые дети копошатся в пыли у дороги, грохочут Камазы.
Нас сажают в автобус и мы едем по совершенно убитой дороге, "dancing road" - ее так и называют там... За окнами мелькают
совершенно жуткие пейзажи ужасающей бедности и запустения. Соломенные покосившиеся хижины, в которых видно, что там на 10
квадратных метрах живет огромная семья, над кучами строительного мусора висят партийные плакаты Cambodian People Party,
автобус трясет на огромных колдобинах, сгущаются сумерки... Другая страна. Впечатление было такое, как будто ты из сытой
Европы вернулся в Россию образца начала 90-х.
Начало Камбоджи
В самом Сим Рипе, правда, жизнь более налаженная, поскольку подчинена в основном туристам, приезжающим в Анкор. Куча
дорогих отелей и дешевых гест-хаузов, рестораны, сувенирные лавки и рынки, бутики и клубы заполняют большую часть города.
Мы поселились в первом попавшемся гест-хаузе, куда нас привезли. Стоило это 5 долларов за комнату на троих в день
Комната со стандартным пакетом - душ, туалет, холодная вода, две кровати, вентилятор. Валюта своя в Камбодже есть, reele,
курс примерно 4000 за один доллар, но американские доллары - основное средство платежа. Даже в супермаркетах все ценники
в них, а местными бумажками дают сдачу, если нужно отдать меньше 1 USD. Хотя, если что, и более крупные суммы принимают
спокойно.
С утра нас разбудила жутко громкая национальная музыка, оравшая под окнами. Оказалось, в соседнем ресторанчике празднуют
свадьбу - никуда нам от них не деться
Позавтракав и сторговавшись с тук-туком мы отправились в Анкор.
Билет на территорию храмов стоит 20 долларов в день или 40 на три дня, тот, что длительный - даже с фотографией, которую
делают прямо в кассе с веб-камеры. Билет лучше не терять и не выкидывать - его там регулярно проверяют при входе в
храмы. Территория большая, так что пешком туда лучше не ходить, тем более что тук-тук на весь день обойдется долларов в
15, при этом водитель будет вас везде ждать, возить по маршрутам и кое-что даже рассказывать. Можно, конечно, самому рулить
на мотобайке, но нас было трое, а я еще не настолько драйвер, да и движение по городу там весьма и весьма напряженное - все
ездят как хотят.
Сами храмы... Мы совершили стратегическую ошибку, ломанувшись бродить по ним с разбегу с великим и пылким энтузиазмом.
В итоге, к концу первого дня, целый день пролазив по камням на жарком солнце, мы страшно выдохлись физически. Я там выпил
воды больше, по-моему, чем за всю предыдущую жизнь
Во второй день мы бродили уже медленнее и спокойнее, но все равно
устали и на третий день нас просто не хватило. Хотя, конечно, там есть что посмотреть. Словами этого не передать, после
обработки фотоматериала постараюсь показать визуально. Впрочем, фотографиями тоже все не покажешь... Так что лучше всего -
поезжайте самостоятельно, это стоит того.
Анкор, вход в один из храмов
Одна забавная аналогия у меня там была - я бродил и узнавал уровни старенькой компьютерной игрушки Serious Sam, иногда так
и казалось, что вот сейчас на ступеньках храма появятся членистоногие монстры и мне придется лупить по ним из гранатомета,
стараясь не попасть в толпы китайских и японских туристов
Туристов там, конечно, очень много. Единственный выход - вставать как можно раньше, желательно перед рассветом и ехать
смотреть. Потому что часов с 8-9 утра начинается нашествие огромных автобусов с организованными группами и там уже можно
спокойно идти завтракать и никуда не спешить, потому что все равно будет толкотня, даже на дальних храмах. С другой стороны,
туристов иногда фотографировать даже интереснее, чем сами храмы. По расспросам, тайцы, китайцы и японцы бояться загорать,
считая темную кожу некрасивым признаком низших слоев - крестьяне, работа в поле и т.д. Поэтому вечно ходят закутанные с ног
до головы, в перчатках, в масках на лице, да еще и под зонтиками. Выглядит странно, но колоритно
Ну, а мы, проведя два дня в скалолазании и пешебродстве, решили отправиться на кораблике в Пномпень, откуда уже вернуться в
Бангкок самолетом. Последний же вечер был посвящен знакомству с местной своеобразной кухней...
В Таиланде наркотики строго запрещены. Огромные сроки за ввоз-вывоз из страны, строгий запрет на употребление и хранение.
А в Камбодже конопля - это просто приправа. Есть там такое специальное блюдо даже, Happy Pizza - обычный итальянский
бутерброд, в общем-то, но щедро сдобренный местным колоритом. Вот ее-то девчонки и решили попробовать перед отъездом.
Кафешку нашли быстро, прямо рядом с сувенирным рынком, где закупались всяким дешевым серебром, футболками и прочими подарками.
Заказали они на двоих большую пиццу 35 см, "very happy", как было сказано официанту. Тот понимающе усмехнулся. Я, слава богу,
от потребления воздержался... Пицца оказалась действительно здоровой, осилили мои спутницы чуть больше половины, остальное
завернули с собой. И очень жаловались, мол, небось, обманули русских фарангов злые камбоджийцы - вроде уже по 4 куска
сожрали, а оно не цепляет. То есть абсолютно. Приехали в отель расстроенные. Там еще по кусочку добавились - не пропадать
же добру. И тут кааак их вставило... И ничего удивительного, это при курении оно сразу через легкие в кровь попадает, а
через желудок - пока еще переварится, пока переработается, пока растворится... Поперло девчонок не по-деццки. Ира еще
ладно, валялась в полном релаксе на кровати, слушала музычку и балдела. А Веронику пробило одновременно и на хи-хи, и на
измену, да еще какие-то временные глюки начались. В итоге она валялась на кровати, всего боялась, сама же над этим ржала
и постоянно спрашивала у меня, сколько времени, обзывая Рамой Девятым, королем Таиланда
С утра нас как всегда ждал минибас в порт. Порт Сим Рипа - это, конечно, очень громко сказано. На самом деле выглядит это
как большой рынок без намеков на дороги - не представляю, как они там в дождливый сезон ездят - заливчик, в котором стоят
лодочки рыбаков и торговцев, а заодно и длинный катер для туристов. В катере есть салон с сиденьями, но билетов на него
продается столько, что в основном народ сидит просто на крыше под солнышком, при этом свободного места там не так уж и много
остается. Главное - не попасть на корму, ибо там выхлопная труба
Порт Сим Рипа - убирают сходни от нашего катера
По реке из порта мы плыли относительно медленно. А вот выйдя на озеро ломанулись довольно шустро, поднимая тучи брызг и
раскачиваясь на вполне приличных волнах. Сильный боковой ветер швырял поднятую воду прямо на крышу, так что скоро я был
мокрым с ног до головы и ощутимо замерз. Люди вокруг тоже кутались в крутки и прятались от воды. Часа через два, правда,
вышло солнышко, потеплело и мы довольно быстро просохли, согрелись и устроились дрыхнуть. И, естественно, большинство
обгорели - у Иры, например, до сих пор остались "гольфики" более темного загара, полученные как раз на том кораблике. Но
все равно это путешествие стоит того - живописные берега, деревни на сваях, рыбацкие лодки и разнообразная растительность -
там есть что посмотреть, причем именно с крыши катера. Только берите с собой курточку и мажтесь кремом от загара
Пномпень в памяти практически не сохранился. В основном мы там покупали авиабилеты в Бангкок, а попытки пойти вечером
погулять привели нас на какие-то совсем уж жуткие темные улочки, загаженные по щиколотку отбросами ближайшего рынка, на
чем быстро и прекратились.
Уличная торговка в Пномпене
Хотя ночная жизнь там, конечно, тоже есть, на набережных горят огнями кафешки, по улицам бродят туристы и можно найти всякие
достопримечательности... если есть желание их найти
Но нам уже хотелось обратно в Таиланд. Все-таки с Камбоджей я
как-то так и не подружился. Так что на следующее утро мы были уже в аэропорту, сели в самолет Air Asia и через час были
опять в Бангкоке.