Согласно данным Швейцарской часовой ассоциации, экспорт часов в Россию в мае на 53% превысил показатели апреля. Эта цифра радует не только сама по себе, но и в сопоставлении с ежегодной сезонной динамикой: в прошлом году экспорт в мае превосходил апрельский всего на 36%. Если учесть, что в апреле этого года российские компании закупили часов больше, чем в марте, то можно говорить не просто о наступлении стабилизации, а о возврате российского часового рынка к росту.
Чересчур оптимистично? Но это чистая правда. Такие уж они, цифры – как хочешь, так и повернешь. И если взглянуть на таблицы в другом разрезе, экспорт швейцарских часов в Россию в мае-2009 оказался на 53% ниже, чем в 2008 г. При этом количество закупаемых часов снизилось значительно меньше (всего на 18%). Резкое падение сумм экспорта происходит прежде всего за счет изменения структуры спроса: средняя цена поставляемых к нам часов в этом году составляет всего 517 франков, что является абсолютным минимумом с начала 2000-х годов. Для часовщиков это плохо в текущей ситуации, но хорошо в долгосрочной. Чем более высоким будет оставаться потребление швейцарских часов в количественном выражении, тем больший потенциал для последующего роста сохранит рынок. Ведь это означает, что у множества людей появился вкус к хорошим часам. А пока цифры лежат на уровне бурного 2004-го года или 2006-ого, первые месяцы которого рынок был парализован «таможенным кризисом». Будем надеяться, что «дно» действительно пройдено и дальше начнется хоть небольшой, но рост продаж.
Источник