Андрей Бабанин
До недавнего времени многие часовые компании использовали в своей продукции исключительно сторонние механизмы. Однако, в последнее время пришла мода на мануфактурность. То есть любая уважающая себя компания должна иметь некий цех или даже производство, позволяющее изготавливать часовые компоненты или механизмы в целом. В наши дни такие компании называют себя в старом стиле мануфактурами.
Рис.2 Задняя крышка в стиле карманных часов откидывается, обнажая еще одну крышку с прозрачным окном
Одним из приятных сюрпризов стал калибр L.U.C. 1.96, сконструированный для Chopard самим Michael Parmigiani. Насколько мне известно, остальные калибры (3.96 и 4.96) тоже изготавливаются на мощностях Пармижиани. Впрочем, это и понятно, крупнейшему ювелирному дому сложно заниматься таким делом, как расчет и изготовление механизмов. Кто бы его ни делал, этот калибр является, наверное, одним из наиболее привлекательных среди всех производящихся ныне в Швейцарии механизмов.
Рис.3 Микроротор позволяет создать весьма тонкий калибр, правда при его относительно большом диаметре
В механизме 1.96 применено несколько "изюминок", не все из которых описаны в технических спецификациях. Диаметр механизма составляет 27.4 мм (12'''), толщина - 3.3 мм. Калибр 2892 А2 - толще на 0.3 мм, среди сходных по размеру я бы выделил Patek 335, Jaeger LeCoultre 889 и Longines 994. Из новых присоединился Girard Perregaux 3300. Однако, в отличие от вышеуказанных калибров 1.96 имеет микроротор, а также сдвоенный барабан, размещенный на одной оси. Впрочем, сдвоенный барабан имеется и в
Frederic Piguet, Girard Perregaux 3300, и в Longines 994 (Lemania 8815). В них барабаны расположены последовательно и разнесены в плоскости. Среди часов с боковым сектором автоподзавода еще стоят упоминания Patek 240 и Hamilton (Buren) 1260.
Рис.4 регулятор в виде устройства "лебединая шея" с микровинтом, а также брегетированная спираль позволяют добиться весьма высокой степени регулировки точности хода
Баланс часов выполнен из Глюцидура, имеет 3 спицы и колеблется с частотой 28800 пк в час. Механизм имеет Женевское клеймо, а следовательно, в нем можно встретить все признаки высококлассного механизма. Так колонка волоска подвижная и скрыта полукруглой накладкой. Спираль баланса брегетированная, дополнительно имеется тонкая регулировка точности хода с помощью микровинта и специального устройства в виде "лебединой шеи". В качестве противоударного устройства применена система Incabloc.
Рис.5 Циферблат выполнен очень качественно
Технические характеристики механизма весьма впечатляют. Брегетированная спираль, несмотря на сложность регулировки, позволяет легко добиться результатов до 2х секунд в сутки в разных положениях.
Рис.6 Под циферблатом качество обработки механизма очень высоко. Все стальные детали имеют полированные фаски
Очень поражает качество отделки механизма. Мосты украшены полосками Женевы, а также англированы, платина украшена круговым зернением, причем даже со стороны календаря. Вексельное колесо для уменьшения трения и износа прикрыто мостом с тремя опорными камнями.
Со стороны циферблата возможен обзор основных элементов подзавода через специальное отверстие. Вообще такое расположение деталей весьма облегчает их инспектирование и обслуживание.
Еще одним достоинством калибра является нормальная высота модуля автоподзавода, позволившая сделать его достаточно надежным и по-современному двусторонним.
Грамотное расположение 32 камней позволило уберечь от износа практически все опоры, включая модуль автоподзавода. Кроме того, в автоподзаводе разместилось аж 4 подшипника качения. Сектор автоподзавода выполнен из 22-каратного золота, причем он весьма массивный, что должно обеспечивать нормальный момент инерции, а следовательно и эффективность автоподзавода.
Рис.7 Календарь не имеет проволочных пружинок, видно окно для инспектирования модуля автоподзавода
Парные барабаны работают по-очереди - сначала расходуется энергия первого барабана, затем - второго. Такая схема позволяет добиться существенного увеличения резерва хода до 70 часов.
Рис. 8 Заводной барабан скомбинирован из двух обыкновенных барабанов, расположенных один над другим
Рис.9 Колесная передача сконструирована таким образом, что возможны варианты как с боковой, так и центральной секундной стрелкой
Устройство автоподзавода
Несомненно, автоподзавод в калибре 1.96 один из наиболее оригинальных и необычных. Весь механизм автоподзавода почти полностью уместился под массивным сектором. Он весьма прост и остроумен.
Как показано на рисунке сектор автоподзавода размещен на подшипнике качения, причем для взаимодействия с механизмом завода, на секторе размещен трехлучевой кулачок. С ним взаимодействует вилка автоподзавода, имеющая на хвостовиках по одному шарикоподшипнику. Вилка через две пары зубьев взаимодействует с бархатным колесом, которое через систему зубчатых колес заводит заводную пружину.
Рис.10 Сектор автоподзавода выполнен очень массивным из золота 22К. Хорошо видна трехлучевая деталь, взаимодействующая с вилкой автоподзавода
Рис.11 Крупным планом показаны сдвоенные зубья вилки, взаимодействующие с бархатным колесом
Рис.12 Вилка автоподзавода с передаточными колесами
Рис.13 На конце вилки размещены два подшипника качения. В такой конструкции практически исключено трение скольжения, весьма чувствительное к состоянию смазки
Рис.14 Подшипник вилки крупным планом
Заключение
Сама компания Chopard весьма нечасто использует собственные калибры, в-основном предпочитая продукцию ЕТА. Кроме того, калибры такого высокого уровня редки даже среди собственных, количество которых и так мало. Однако это не мешает калибру 1.96 занимать одну ступеньку с лучшими калибрами от Patek и Jaeger LeCoultre или Frederick Piguet с Lange. Надеюсь, Chopard сможет стать полноценной мануфактурой с целой плеядой своих калибров.
http://www.horology.ru/workshop/luc.htm