Недавно коллекция пополнилась двумя экземплярами.
Первый - часы с репетицией мастера Cabrier'а (London). Предполагаю, что часы сделаны до 1720 года (по годам работы мастера), но может быть и лет на 20 помоложе. Таки или иначе корпус Repousse, двойной, но без ранта.
Стрелки утеряны. Я пока приладил сходную заготовку часовой стрелки. Колокол тоже отсутствует - есть возможность попробовать себя в изготовлении нового.
Механизм с традиционным для первой трети 18 века D-образным мостом. Винты были в ужасном состоянии - воронил по-новому (кроме одного).
Конструкция репетира интересна. Такой же принцип стали использовать уже в начале 20 века в дешевых массовых репетирах. Но этот обладает функцией все-или-ничего! Схема репетира уже близка к традиционной для 18 века - 2 молотка с репетицией по колоколу, цепное соединение рычага запуска и колеса с репетирными зубьями. В то время цепь позволяла более грамотно располагать компоненты репетира.
Удивлен, но качество обработки деталей не самое высокое. На трибах следы резки. Полировок практически нет. Видно, что репетир изготовлен с минимальными средствами механизации. Нет даже окон в колесах (кроме контрового и коронного). Хочу заметить, что в это время во Франции делали намного более качественно обработанные вещи.
Правда, не будем наговаривать, некая аскетичность отделки не мешает механизму полноценно работать даже через два с лишним века.
Второй экземпляр - просто механизм. К сожалению, циферблат и корпус были утеряны.
Часы представляют собой четвертной репетир ориентировочно 1690-1707 годов. Мастер Антуан Гаудрон (Париж). Механизм пришел в не самом хорошем состоянии. Репетирная часть пострадала от ржавчины, часть деталей была сломана.
Однако, после тщательной и скрупулезной очиски детали приобрели вполне приятный вид, винты вновь обрели воронение.
Пришлось изготовить втулку под ось фузеи - сильно износилась, также починить ось контрового колеса, склепать цепь, впаять пару зубьев в центральное колесо, починить пару пружинок репетира (специально не стал изготавливать новые).
После восстановления часы сразу хорошо заработали, репетир стал отбивать время. Конструкция репетира впечатляет своей простотой. Соединение гребенки запуска и программатора без цепи - простые зубья.
Молоток один, четверти отбиваются сдвоеннными ударами в колокол.
Устройство все-или-ничего отсутствует - возможно его еще не было в тот момент. Качество колес и трибов очень высокое - есть качественные полировки и все фаски.
Баланс очень большого размера, причем флажки спуска практически нетронуты временем - возможно акс менялся в те времена, хотя этого не заметно. Спираль баланса имеет не 1,25 витка, а целых 2 - все же часовщики поняли, что увеличенное количество витков позволяет увеличить амплитуду и улучшить стабильность спуска.