Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Эта статья про то, как в наручных часах впервые появился безель, и зачем это было сделано.
«Безель (люнет, рант или ободок) — поворотное кольцо на циферблате часов» (с) Википедия
Disclaimer 0. Все ниженаписанное – личное мнение автора этого текста, то есть моё.
Disclaimer 1. Эта статья – частичная компиляция из многих интернет-ресурсов. Все фото, зарегистрированные торговые марки и прочий копирайт are courtesy of of their respective owners.
Disclaimer 2. Фотографии, особенно исторических моделей, частично заимствованы из интернета. Там, где это возможно, я указывал источники или просто писал «фото из интернета». Остальные фото – мои.
ROLEX. ПЕРВЫЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БЕЗЕЛЬ
Впервые ободок, как часть конструкции корпуса часов, появился в часах Rolex Oyster в 1926 году. Фото из интернета, с онлайн-аукциона
В часах Rolex Oyster безель навинчивался на корпус сверху, прижимал стекло к корпусу и делал стык «стекло-корпус» водонепроницаемым. Иногда историю безеля ведут именно отсюда, хотя по функциональности это не тот безель, к которому мы все привыкли.
HARWOOD. ПЕРВЫЙ ПОВОРОТНЫЙ БЕЗЕЛЬ С ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬЮ
В 1926 году компания Fortis выпустила первые часы с автоподзаводом Harwood. Подробнее про эти часы можно почитать тут:
Генезис. Первые наручные часы с автоподзаводом. Фото мои.
В этих часах безель уже был подвижным и с его помощью осуществлялся перевод стрелок. Это, по-видимому, первый случай, когда в конструкции часов был использован поворотный безель, который располагался снаружи корпуса и выполнял определенную функцию. Поэтому, по моему скромному мнению, правильнее начинать историю безеля именно с часов Harwood.
Безель в часах Harwood был без какой-либо разметки.
WEEMS. ПЕРВЫЙ НАСТОЯЩИЙ ВНЕШНИЙ БЕЗЕЛЬ НА ПЕРВЫХ ШТУРМАНСКИХ ЧАСАХ
Обычно считается, что безель появился впервые на дайверских часах (подробнее про дайверы и безель можно почитать тут:
Генезис. Восток Компрессор). Однако это не так. Просто совсем не так
Первый безель был придуман не для подводного плавания, а совсем даже наоборот, для пилотов самолетов. А точнее, для облегчения процесса ориентирования в небе.
С момента изобретения самолета вопрос определения местоположения был очень важным и очень сложным. Пилот мог рассчитывать только собственное зрение и на приметы местности, но в темноте, или над сплошным лесом, или над океаном это не работало. Требовались дополнительные инструменты и подходы.
Человеком, сыгравшим ключевую роль в развитии аэронавигации (в английском языке даже появился специальный термин avigation) стал Филип Ван Хорн Вимс (Philip Van Horn Weems), изобретатель системы аэронавигации, которая была названа его именем.
В интернете можно найти много разных интересных фактов из жизни Вимса, но в истории часового дела он оставил след в первую очередь как изобретатель вращающегося безеля для часов. И сделано это было именно для целей аэронавигации.
Одним из самых важных моментов в аэронавигации является время. А точнее, точность измерения отрезка времени. И секунды тут играют существенную роль. Даже на скоростях аэроплана времен конца 1920х - начала 1930х годов погрешность по времени в 30 секунд означала погрешность в расстоянии примерно 2-3 километра. А погрешность по времени в 30 секунд была вполне обычной. Особенно на часах с малой секундной стрелкой и без функции стоп-секунды.
Система навигации Вимса позволяла, при условии точного измерения отрезка времени, вместе с соответствующими таблицами и секстантом ориентироваться по солнцу и звездам с точностью до 30-50 метров.
Поэтому Вимсу требовался механизм установки точного времени, с точностью до секунды. Радиосигналы точного времени уже передавались, и требовалось зафиксировать их показания на часах пилота. И такой механизм фиксации (корректировки) точного времени был предложен Вимсом в патенте от 1931 году №US2008734A (заявка на патент подана в 1929 году). Это был достаточно сложный агрегат, который, в числе прочего, умел показывать еще и звездное время. Вот его схема, можно оценить:
Понимая, что полученная конструкция достаточно сложна для использования, Вимс еще до окончания процесса получения патента вместе с компанией Longines выпустил Weems Second Setting Watch, адаптированный к реальности вариант, в котором коррекция показаний секундой стрелки была сделана путем вращения внутреннего центрального диска на циферблате. Вращение этого диска осуществлялось отдельной боковой головкой и в момент окончания радиосигнала точного времени пилот должен был подкрутить диск так, чтобы метка «60» на диске совпала с текущим положением секундной стрелки. Далее считывать показания секундной стрелки следовало именно по внутреннему диску, а не по основной разметке часов.
Часы Weems Second Setting Watch были первым шагом к нашему привычному безелю. Вот так выглядели Weems Second Setting Watch, стандартная модель, в 1929 году. Фото из интернета, лот с
аукциона Phillips.
Однако стандартная модель была великовата даже по нашим современным меркам – 47мм в диаметре. Да и использовался там механизм от карманных часов. Поэтому одновременно со стандартной моделью в том же 1929 году были выпущены наручные часы с аналогичной функциональностью, Wrist-model Second Setting Watch. Так как на циферблате мужских наручных часов тех времен, которые вместе с корпусом были диаметром от 27 до 30 мм, просто не хватило места для внутреннего вращающегося диска, то функциональность коррекции показаний секундной стрелки Вимс вынес на внешнее вращающееся кольцо-безель. И это были первые в истории часы с вращающимся безелем с разметкой. Вот пример таких часов из моей коллекции, 1944 год (по номеру механизма), наружный диаметр 28мм:
Обратите внимание на вторую головку на 2 часа. Это не заводная головка, это винтовой фиксатор положения безеля. Чтобы случайно не сбить установку точного времени в тесной кабине самолета.
Часы Weems Second Setting Watch, стандартная и наручная модели, выпускались с 1929 до конца 1940х годов. Вместе с системой аэронавигации Вимса часы Вимса стали непременным атрибутом летчиков и штурманов. И именно Weems Second Setting Watch по праву могут называться первыми штурманскими часами. Более того, в американских военных фильмах тех лет с фразой «Господа офицеры, сверим наши часы» присутствующие переставляли безели на своих Вимсах.
Часы Weems Second Setting Watch в спецификации A11 стояли на вооружении ВВС США, а в спецификации 6B/159 – в ВВС Её Величества. Кроме Longines часы Weems с внешним безелем и фиксатором безеля выпускались во время второй мировой войны (по лицензии Longines) также компаниями Wittnauer, Omega, Zenith, Movado и LeCoultre. В основном для английских ВВС. Часы Omega CK2129 спецификации 6B/159 снимались в фильме 2017 года «Дюнкерк» (Dunkirk).
GLYCINE AIRMAN. ПЕРВЫЕ 24ЧАСОВЫЕ ЧАСЫ С БЕЗЕЛЕМ
Следующим в порядке появления на свет представителем часов с безелем стали опять же часы для летчиков.
Начало 1950х годов, начало дальних перелетов через несколько часовых поясов. Большой мир стал резко становился меньше
. На одном из таких перелетов из Бангкока в Калькутту швейцарский часовщик Самуэль Глур (Samuel W. Glur) разговорился Чедом Брауном (Ched Brown), пилотом самолета DC-4, на котором он летел. Естественно, обсуждали часы
. По результатам разговора Самуэль отправил своему работодателю, Чарльзу Хертигу (Charles Hertig Sr.) письмо, где, среди прочего, было изложено краткое техническое задание на часы для летчиков дальней авиации. Вот оно дословно:
- 1. Водонепроницаемые (waterproof), автоматические, с календарем.
- 2. 24часовой циферблат.
- 3. Часовая стрелка – один полный оборот за 24 часа.
- 4. Минутная стрелка – один полный оборот за 60 минут.
- 5. Секундная стрелка – один полный оборот за 60 секунд.
- 6. Внешний вращающийся безель с 24часовой разметкой.
Вот фото этого техзадания, с сайта
Glycintennial:
Самуэль Глур был коммивояжером (или сейлом) в компании Glycine, которой руководил Чарльз Хертиг. Эти два человека были коллегами и друзьями. После возвращения Самуэля из своего путешествия они вдвоем с Чарльзом сконструировали первый вариант таких часов согласно полученному от пилота техзаданию. Первоначальную спецификацию немного дополнили, добавив люминофор и фиксатор положения безеля.
В результате получились часы Glycine Airman – самые успешные в истории часы с 24часовым циферблатом, непременный атрибут летчиков 1950х-1960х годов. И снова часы с безелем предназначались для авиации!
Вот фото часов Glycine Airman из моей коллекции. 1955 год, ранняя модель с «хвостатой» минутной стрелкой. В более поздних вариантах хвост переместился на часовую стрелку
В отличие от часов Вимса, безель в Airman используется для индикации второго часового пояса в точке назначения полета. Чтобы пилот мог ориентироваться во времени, перед вылетом он устанавливает безель так, чтобы «24» на циферблате соответствовали текущему часу в точке назначения. Соответственно, отсчет часов в точке отправления осуществляется по основному циферблату, а отсчет часов в точке назначения – по безелю.
Вот как это было описано в инструкции к первому Airman. Взято из книги Андре Стиккера
«Glycine Airman. Play It Again Sam!»
В том же 1955 году в Airman добавили стоп-секунду. В калибре Felsa 692, базовом для первых Glycine Airman, стоп-секунды не было. И конструкторы Glycine пошли оригинальным путем. В районе отметки «24» в циферблате они сделали маленькое отверстие, из которого при переводе заводной головки во второе положение появляется тоненькая проволочка, которая и останавливает секундную стрелку
. Вот этот момент в режиме макросъемки:
В более поздних моделях Airman последовательно использовались калибры AS1701, AS1903, AS2063 и во всех этих вариантах присутствовала проволочка стоп-секунды. С началом 1970х Glycine перешел на калибр AS2163, в котором стоп-секунда была реализована изначально. Проволочка исчезла. А жаль
Airman стал моделью поистине культовой. Я не знаю другой модели часов, про которую бы издали хорошо иллюстрированную книжку в суперобложке
. А про Glycine Airman такая есть. Это уже упоминавшаяся книга Андре Стиккера
«Glycine Airman. Play It Again Sam!», которая выдержала уже три(!) издания с 2009 года.
Glycine Airman не были первыми часами с 24часовым циферблатом, однако 24часовой безель с фиксатором, впервые примененный в этих часах, защищен швейцарским патентом №314050 от 2 декабря 1953 года.
ДАЙВЕРЫ
И только после первых двух штурманских часов появились дайверы с безелем. В том же 1953 году были выпущены первые Blancpain Fifty Fathoms, настоящие дайверские часы. Там безель стал непременным атрибутом, но это уж «совсем другая история»
. Вот фото этих часов, из интернета с сайта
https://www.hautetime.com/:
НАШИ ДНИ
Как нетрудно предположить, не эксплуатировать столь благодатную тему, как первые штурманские часы, невозможно
. Компания Longines выпустила несколько ремейков моделей часов, связанных с началом аэронавигации, в своей серии Heritage. Это и Lindberg Hour Angle, и стандартные Weems Second Setting Watch, и наручные Weems Second Setting Watch. Последние есть у меня в коллекции. Вот их фото вместе с оригиналом 1944 года:
Современный ремейки эксплуатируют дух тех лет, хотя технически это совсем другие часы, и собственно механизм second setting (будь то диск или безель с фиксацией) им уже не нужен. Стоп-секунда уже встроена в базовый калибр.
Glycine же, нынче купленный компанией Invicta, до сих пор изготавливает
линейку Airman, которая практически неотличима от моделей начала 1950х. Только размером побольше.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ И ССЫЛКИ
- 1. Слово «безель» пришло из ювелирной отрасли, где безелем называется плоское утолщение на кольце или перстне. Иногда там располагаются простые гравировки, иногда туда вставляется камень. Подробности в Википедии.
- 2. История Weems Second Setting Watch в картинках. История, в общем-то, не сильно подробная, но картинки красивые.
Часть 1, история вращающегося безеля.
Часть 2, маленькие наручные Weems.
- 3. Хроника одного скандала
В 1934 году, во время так называемого скандала с авиапочтой (Air Mail Scandal), президент США Ф.Д.Рузвельт разорвал все контракты на доставку авиапочты с коммерческими перевозчиками и поручил доставку почты ВВС США. За 78 дней, пока это всё длилось, в подразделениях ВВС США, занятых на доставке почты, произошло 66 инцидентов, из которых 11 закончились с человеческими жертвами. Всего погибло 13 человек. Это случилось в мирное время над территорией собственной страны. И в немалой степени эти инциденты и сопутствующие им потери были вызваны проблемами с аэронавигацией в сложных погодных условиях и в темное время суток. Пилоты попросту терялись в воздухе.
Когда основная движуха закончилась и были подведены итоги этой операции, Вимс послал партию из 200 своих часов в ВВС США. Чтобы помочь пилотам и научить их ориентироваться в воздухе.
Подробности, опять же, в Википедии.
- 4. О вкладе Вимса в науку. В 1953 году за вклад в навигационное дело Вимс был награжден премией Магеллана, старейшей американской научной наградой, учрежденной в 1786 году и «присуждаемой время от времени в установленные сроки, автору лучшего открытия или наиболее полезного изобретения в области навигации, астрономии или естественной философии (за исключением естественной истории)». По состоянию на 2021 год премией Магеллана было награждено всего 36 человек.
- 5. Также как и наши Штурманские, обе первые модели часов с безелем – и Longines Weems second setting watch, и Glycine Airman – слетали в космос. Airman первый раз слетал на руке Чарльза Конрада на корабле Gemini V 21 августа 1965 года. Weems слетал на руке Нейла Армстронга на корабле Gemini VIII 16 марта 1966 года. Вот только Weems был классической модели, с большой головкой и поворотным диском циферблата
--- === *** ----- *** === ---
Михаил
Если вам понравилось то, что вы прочли (у меня и не у меня) - нажмите кнопочку "Спасибо" внизу под публикацией. Автору будет приятно
--- === *** ----- *** === ---