Не смотря на кажущуюся новизну революционного достижения часовой инженерии, идея механизма «Spring Drive», в этом году отмечает 35-ти летие!
Произошло это в далёком 1977 году.
Идея Spring Drive пришла в голову работавшему на Seiko инженеру Йошиказу Акахане (Yoshikazu Akahane) во время велопрогулки. Катясь с небольшой горки, он заметил, что, разогнавшись, его велосипед стал двигаться с постоянной скоростью: сила сопротивления воздуха сравнялась с силой тяжести. А что, если сделать часы, колесная система которых сама тормозит себя, поддерживая постоянную скорость вращения и точность хода? А если задействовать для этого недавно освоенный кварцевый резонатор?
Йошиказу со своей командой, дал новый импульс развитию часовой индустрии тех лет. Эволюция калибра протекала непросто, в течение 20 лет было создано более 600 прототипов.
Акахане, работал над проектом по многу часов, даже тогда, когда рабочий день уже заканчивался. Ему потребовалось 5 лет интенсивного труда, на создание первого реально действующего прототипа, который был продемонстрирован в 1982 году. Динамика прототипа была нестабильной, он работал лишь несколько часов, но это было достаточным для того, чтобы доказать жизнеспособность идеи подобного типа механизма.
На разработку и реализацию второго прототипа потребовалось 11 долгих лет.
В 1997 году, на базельской выставке, впервые была презентована, для широкой публики, технология Spring Drive в виде одного из прототипов.
1998 год стал для компании Seiko трагическим, вдохновитель и создатель Йошиказу Акахане ушел из жизни и премьера часов была перенесена на следующий год.
Новинка была выпущена в виде часов Credor с калибром 7R68/78 (Spring Drive) с ручным подзаводом и запасом хода на 48 часов. Следующий вариант часов оснащенный калибром Spring Drive (7R88B), был выпущен в 2002 году, но так же как и предыдущий предназначался только для внутреннего рынка Японии.
В период с 1999 по 2004 годы, в рамках проекта, Seiko занималась разработкой двух калибров:
5R64 (с малой секундной стрелкой и индикатором запаса хода) и 5R65 (с центральной секундной стрелкой и индикатором запаса хода), в обоих калибрах был увеличен запас хода до 72 часов, что стало возможным, благодаря их собственной запатентованной разработке – сплаву Spron.
Учитывая, что в Spring Drive отсутствует баланс и точность корректируется в процессе работы, то безо всяких ремонтуаров, можно увеличивать заводной барабан, ограничиваясь только размерами корпуса и очевидно, что 72 часа не предел и весь потенциал будет раскрываться поэтапно…(ИМХО).
Сплав Spron 510 применяемый в заводной пружине, является более жёстким и резистентным к коррозии. Так же, все детали заводного барабана и пружина, проходят процесс полировки, для снижения коэффициента трения.
В 2005 году наконец вышла модель SEIKO Spring Drive, а через 2 года Spring Drive Chronograph.
Один из примечательных моментов, в истории развития Spring Drive, можно отметить, если упомянуть дату – 12 октября 2008 года, именно в этот день был совершен запуск ракеты на околоземную орбиту для прибытия на борт станции СОЮЗ ТМА-13 с шестым космическим туристом, на руке которого, красовалиь часы Seiko Spring Drive Space Walk, которые были изготовленны специально для такого мероприятия и столи порядка 20000 фунтов стерлингов, при стоимости билета на орбиту в 30 миллионов $ - сущий пустяк
Как же работает Spring Drive?
Первое, на что следовало бы обратить внимание, это тип энергии, которая питает систему – механическая! Да, механизм полностью избавлен от элементов питания и каких-либо аккумуляторов, некая форма реализации кибернетических принципов, механика генерирует электрическую энергию для управления механических процессов.
Итак, по порядку…
Один из важных элементов системы является заводной барабан и способ его заводки, в основу этого действия положены две разработки компании Seiko: уникальный сплав SPRON (используемый в качестве материала пружины) и система двунаправленного автоподзавода с дополнительным упрощением до трёх деталей – Magic Lever («волшебный рычаг»).
[
Magic Lever («волшебный рычаг») - представленная еще в 1959 году, надежная система не только обеспечивает эффективность завода, но и долговечность. Ее стали использовать для часов Spring Drive, однако все детали, рычаг и оси были сконструированы заново из новых материалов. Создаёт момент заводки при вращении ротора в обоих направлениях.]
На текущий момент, заводной барабан способен питать энергией трансмиссию системы около 72 часов, идеологический контекст заключён в необходимости беспрерывной работы часов, в течение выходных, когда после активной рабочей недели, часы могут находиться на полке без использования, сохранив при этом запас энергии к началу новой недели.
Трансмиссия раскручивает «балансовое колесо».
«Балансовое колесо», бесшумно вращаясь, совершает 8 оборотов в секунду. На оси балансового колеса закреплён статор из постоянного магнита, который выполняет несколько функций:
• Запускает механизм, посредством раскручивания балансового колеса
• Инициализирует генерирование электрических импульсов в катушках, одной секунды вращения, достаточно для того, чтобы запитать энергией управляющую электросхему
• Осуществление контроля за оборотами колеса, для поддержания требуемой скорости - 8 об./сек., статор создаёт один импульс за оборот, передаваемый на контрольную схему, в которой анализируется точность и при необходимости корректируется скорость вращения.
«Балансовое колесо» со статором расположено в точке, показанной на рисунке.
К нему примыкают две катушки, которые имеют неоспоримое превосходство – намотка производится по специально разработанной компанией Seiko технологии, суть её заключена в более плотной и упорядоченной намотке витков проволоки, что увеличивает её эффективность и как следствие точность работы, точность часов!
Основные функции катушек:
• Генерирование энергии для функционирования электронных компонентов системы.
• Электронный тормоз, в сопряжении со статором, регулирует скорость вращения «балансового колеса».
Контролирующая электросхема – мозг всей системы, получая отклик от статора, распоряжается действиями, которые необходимо выполнить для сохранения равномерности вращения колеса: увеличить скорость вращения, либо замедлить.
В итоге, представляется следующий вид системы: механическая энергия от заведённой пружины, на обмотках катушек преобразуется в электрическую от вращения статора на «балансовом колесе», полученное электричество используется контролером для сравнения фактической частоты вращения с заданной (8 оборотов в секунду) и в случае выявления погрешности, электронный тормоз корректирует частоту вращения посредством катушек, уже задействованных в генерировании энергии, обеспечивая, таким образом, идеальную точность хода часового механизма.
Ссылки, как источник информации:
http://people.timezone.com/mdisher/s...ikosdpart2.htm
Журнал «Мои Часы» №3-2011
http://people.timezone.com/library/extras/200509066612
Впрочем, это не полный список, потому, что информация добывалась из множества различных источников, самое важное, без лишних маркетинговых баек про трисинхро-регуляторы, когда ничего не понятно, но очень убедительно
и вообще старался лишнего не писать, но
буду благодарен за дополнения и поправки!