Часовое искусство, как и любое другое, не имеет границ и начинает развиваться даже там, где к тому, казалось бы, нет никаких предпосылок. Кари Вутилайнен, самый известный и титулованный финский часовщик, проживающий в Швейцарии, еще в детстве осознал, что хочет быть независимым и делать что-то своими руками. Шаг за шагом, включая учебу в школе Wostep, практику у Мишеля Пармиджани и преподавание в той же школе Wostep, его мечта стала реальностью. Часы Вутилайнена отличают узнаваемый стиль, непревзойденная отделка механизма, классические усложнения, разработанные и произведенные в стенах собственной мастерской. На выставке в Базеле мы побеседовали с Кари о предрасположенности финнов к часовому делу, уникальном опыте реставрации турбийонов и кремнии, который сегодня явно переоценивают.
Кроме вас и Степана Сарпаневы, широкой публике неизвестны финские часовщики. Их действительно нет или мы о них просто не знаем?
К сожалению, в Финляндии нет часовой индустрии. Время от времени возникали попытки затеять что-то масштабное, но, как видите, безуспешно. Тем не менее финское часовое дело живет и, я бы даже сказал, развивается благодаря не только нам со Степаном, но и Симо Юлитало, Вальдемару Хирвелу, Тимо Турунену, Антти Рёнккё, Вилле Хяннинену. Эти ребята делают собственные часы небольшими партиями, используют механизмы ETA и другие, модифицируя их на свой вкус. Но называть это индустрией было бы неправильно.
Думая о Финляндии, в первую очередь вспоминаешь фильмы Аки Каурисмяки, пожалуй, негласного культурного посла страны в мире. Можно ли сказать, что вы занимаете примерно то же место в часовом мире? Чувствуете ли вы в связи с этим особую ответственность, создавая свои модели?
Конечно, мне приятно, что по моим часам судят о моей стране, ведь, несмотря на то что я давно уже живу в Швейцарии – моя мастерская расположена в Мотье, – я ощущаю себя финном и горжусь этим.
В фильмах того же Каурисмяки финны показаны стоически спокойными. Такие вы и в жизни? Помогает или мешает эта особенность в работе?
Ну, конечно, Каурисмяки сильно утрирует, но, нужно признаться, в целом он прав. Финны – невероятно спокойные, умиротворенные люди, что для профессии часовщика очень важно. При этом мы усидчивы, терпеливы и разбираемся в дизайне – это у нас наследственное.
Что вы можете назвать своей первой часовой удачей?
Я понимаю, какой ответ вы бы хотели услышать, но скажу совершенно серьезно: лет двадцать назад в маленьком магазинчике в Финляндии я обнаружил и купил потрясающий турбийон, который выставлялся в витрине и стоил копейки. Позднее, когда я работал с Мишелем Пармиджани, у меня была возможность реставрировать 11 невероятных старинных турбийонов, специально сделанных для участия в астрономических соревнованиях на точность хода. Все это бесценный опыт.
Сколько времени у вас ушло на изготовление своего первого репетира и почему вы выбрали именно это усложнение?
Я люблю технически сложные модели, в них чувствуется энергия часовщика, его мастерство. А носить на руке часы, которые при этом еще и сообщают время мелодичным звоном, для меня удовольствие. Именно из своих предпочтений я исходил, когда создавал первые часы. На них было потрачено 1,5 года – не хватало практического опыта, в процесс пришлось многому учиться.
Какие тенденции в современном часовом мире вас пугают, а какие наоборот – радуют?
Ужасно видеть, что многие компании в погоне за инновациями и яркими информационными поводами используют совсем не часовые материалы, например, кремний, получивший сегодня широкое распространение. На самом деле у него очень хрупкая структура: кремний легко ломается, и для крепления к стальным компонентам его приходится приклеивать. Я не уверен, что в высокоточных часах стоит применять непроверенные временем материалы. А радует меня появление все новых и новых молодых талантливых мастеров, пробующих свои силы как независимые.
Что вы думаете о независимых часовщиках в будущем – их число и качество их работы будут расти или большие бренды не допустят их существенного усиления?
Вы знаете, большие бренды очень внимательно следят за тем, что происходит в небольших мастерских и ателье. Наша работа является для них импульсом к созданию новых часов, поскольку свежие, оригинальные идеи всегда появляются там, где есть свобода самовыражения, не стесненная никакими рамками, будь то история марки, ее традиция и философия.
Как выстраивается коммерческая сторона вашей работы: кто ваши клиенты и каков диапазон цен на модели?
Как это часто бывает в нашем деле, мои клиенты разные и приходят ко мне со всего мира. Чаще всего это коллекционеры, те, кто разбирается во всех тонкостях часового искусства. Их истории примерно одинаковы: начинали с коллекционирования популярных моделей, затем дорастали до чего-нибудь уникального, индивидуального – так они открывают для себя независимых мастеров. Что же касается стоимости, то она начинается от 72 тысяч швейцарских франков. Подробнее можно посмотреть на моем сайте.
Источник:
http://www.watchrussia.com/articles/...ko-spokoystvie