Фотографировал на бегу, поэтому фокус не там, где нужно, а также смазы могут иметь место.
Зато
все фотографии кликабельны.
Наконец-то добрался до форума. Три месяца собирался написать отчет о посещении ПЧЗ, и вот...
Отпуск в этом году решили провести в городе-музее Санкт-Петербурге. Раньше там ни разу не был, поэтому, так сказать, восполнил пробел в образовании. Естественно, что поездка в Питер не обошлась без посещения Петергофа. И естественно, я, как человек просветленный, не мог пропустить Петродворцовый часовой завод.
Заранее выяснив, что при заводе есть часовой музей, расписание его работы и месторасположение, отправился я в Петергоф. Интересное началось от автобусной остановки. На поиски хоть чего-то, связанного с часами, помимо часов на проходной, ушло что-то около получаса, хотя была и карта с сайта завода, и 2ГИС в телефоне. Вот так выглядит карта на сайте завода:
А вот так выглядит путь в действительности:
По дороге оценил, так сказать, масштабы трагедии. От огромной некогда территории завода нынешнее производство занимает ничтожный клочок среди всевозможных офисов, гаражей и стоянок. Довольно уныло все это выглядит. В общем, нашли вход в какое-то обшарпанное здание с надписью "Часовой завод Ракета", там поднялись на второй этаж по не менее обшарпанной лестнице. Там подергали все завпертые двери поочередно, пока, наконец, не появилась девушка, которая на наш вопрос о музее сказала "Сейчас-сейчас" и у бежала за ключами. Во взгляде девушки читалось "Как вы сюда попали?". Надо сказать, что у меня была мысль заранее позвонить и все разузнать, но получилось как всегда - наобум. Девушка оказалась по совместительству гидом. Открыла нам "музей", который оказался небольшой обшарпанной комнатенкой с витринами. В витринах были выставлены предметы истории завода и, конечно же, различные модели часов: карманнные, наручные, каретные. Коллекция небольшая. Больше всего понравилась подборка "телевизоров". Прям себе б забрал. Там же стоят витрины с современными поделками завода. Вот честно, не понимаю я этого. Более-менее адекватный дизайн только у "пилотов" и "Амфибии". Но при этом цены... "Амфибия" еще не вышла, но ценник предварительный нам на нее назвали - в районе 60 тыр. Да кому ж она за столько денег... Что касается "пилотов", то, хоть они и стоят относительно недорого, но при этом тактильных ощущений дают меньше, чем "Ориент ***".
Пока мы осматривали витрины, девушка-гид рассказывала нам что-то из истории завода. Слушал ее вполуха, т.к., в общем-то, все уже знал. А вот по окончании осмотра "музея", когда мы уже собрались было уходить, она внезапно предложила нам осмотреть производство. Такое предложение было более чем удивительно, ведь нас было всего двое, а, как написано на сайте "Ракеты", экскурсии на производство проводятся только по предварительной записи. Естественно, мы согласились. Сразу скажу, что поход в цеха изменил не только мое представление о современной "Ракете", но и отношение к механике как таковой. Я часовом производстве не очень разбираюсь, поэтому ограничусь визуальным описанием. Основной цех один, в нем расположены станки по производству частей механизма - платин, мостов, зубчатых колес и т.д. Цех не очень большой. Сперва идет участок по производству платин и мостов:
Далее - участок по производству зубчатых колес, осей и винтов:
Оборудование выглядит довольно ветхим, хотя, возможно, так и должно быть. Людей в цеху было немного, как нам сказали, все в отпусках. Но оборудование работает, что-то жужжит, гремит, штампуются шестеренки и винтики. После осмотра основного производства нас повели дальше. Вроде бы, место, где все детали моются, хотя не уверен:
Участок печати циферблатов, маленькая комнаткана два рабочих места:
Участок сборки. Не сказать, чтобы так уж чистая комната, однако сменка и белые халаты в наличии. И нас не подпускали близко к рабочим столам. Хотя сам факт, что пустили на сборку удивителен.
В завершение экскурсии по заводу нас отвели в "святая святых" - участок узла баланса. Там подбираются пары баланс-спираль. Это единственное место на заводе, где мне запретили фотографировать. Место интересное, но совершенно не зрелищное. Как мне сказали, спираль баланса производят также на заводе из металла, закупаемого на стороне. Открытым остается вопрос производства корпусов и комплектующих. Есть ощущение, что все это тоже закупается где-то.
В целом, есть ощущение, что из этого предприятия может получиться что-то дельное, но не в том виде, в каком оно есть сейчас. Адекватный дизайнер и маркетолог - это то, что необходимо заводу. Потому что нынешнее сочетание заоблачных цен и вырвиглазного дизайна вызывает только слезы. Пробовал выяснить у девушки-гида, на какую аудиторию нацелена продукция завода, но внятного ответа не получил. Что-то о том, что сейчас идет адаптация классических советских дизайнов к современным тенденциям. Также было упомянуто, что "дизайн под хохлому" на кварце рассчитан на молодежь, в то время как механика - на состоятельную аудиторию. Но, судя по некоторым последним моделям, есть шанс, что дизайн от ПЧЗ примет более человеческий вид.
Подводя итог, могу сказать, что завод произвел на меня сильное впечатление. Как бы это сказать... Я прямо прочувствовал, насколько это сложное и, в общем-то, с практической точки зрения, бесполезное мероприятие - производство механических часов. Сколько оборудования необходимо, чтобы сделать платину, зубчатые колеса, винты... Ведь все это можно заменить одной микросхемой. Вся прелесть в том, что заменить можно, но не обязательно нужно. Все-таки, это своего рода искусство - часовой механизм, совершенство в несовершенном.