Рейтинг часовых марок
Составители рейтингов обычно не объясняют технологию их составления, предлагая принимать результат на веру.
Располагая достаточным количеством свободного времени, я попытался навести порядок в этом вопросе, опираясь на цифры, а не на ощущения. Без ощущений, правда, все равно не обошлось, но об этом – ниже.
Первой моей гипотезой стало предположение, что чем престижнее марка, тем дороже стоят ее самые недорогие часы. Оговорюсь сразу, что в рассмотрение попали только мужские модели, поскольку именно в них отчетливо проявляется тенденция к получению денег за имя производителя, а не за вес бриллиантов и искусство ювелиров.
В результате реализации первой гипотезы появился рейтинг из четырех десятков швейцарских и немецких брендов, составленный на основе рекомендованных производителями цен. Его возглавил Patek Philippe, а замкнул Tissot, что соответствует ощущениям. Внутри же рейтинга обнаружились некоторые противоречия, например, Blancpain опередил Audemars Piguet, а Zenith - Jaeger LeCoultre, что лично моим ощущениям уже не соответствует.
Исправлению сложившегося рейтинга должна была послужить замена рекомендованных цен на реальную цену продажи, в чем помогли данные ресурса Jomashop. Получившийся рейтинг, к сожалению, не все расставил по своим местам. Слабым местом «великого дома» Jaeger LeCoultre остался стальной вариант модели Reverso, цена которого ниже начальных Rolex и Panerai.
Вследствие этого возникла вторая гипотеза, гласящая, что чем престижнее марка, тем дороже стоят ее простые часы. К примеру, цена весьма похожих между собой Tissot и Patek Philippe отличается в 100 раз, но обе модели находят своих покупателей.
За точку отсчета был принята костюмная (или близкая к таковой) модель шириной не более 43 мм, на кожаном ремешке, как максимум с тремя стрелками и датой, раз уж целые линейки таких моделей предлагают почти все производители.
Полученный рейтинг во главе с Cartier вызвал меньше вопросов, чем первые две попытки, но весьма удивил сам лидер, поскольку модель W20115Y1, похоже, - самые дорогие в мире часы без бриллиантов и видимых глазу усложнений (розница – 92000$).
Попыткой снизить влияние столь удивительных моделей на положение производителя в рейтинге явилась третья гипотеза, объединившая и дополнившая первые две. Она предполагает экспоненциальный рост цены часов одного назначения у одного производителя и определяет среднюю цену часов как среднее арифметическое логарифмов цен самой дешевой и дорогой модели. Т.е, если у какого-то производителя самые недорогие костюмные часы без усложнений стоят 1000$ (lg1000=3), а самые дорогие - 10000$ (lg10000=4), то расчетной цифрой для рейтинга становится (3+4)/2=3.5 (3162$).
Округленные с целью снижения избыточной точности расчета до одного знака после запятой логарифмы средних цен составили колонку с разбросом значений от 2.6 до 4.4, из которой и родился окончательный рейтинг. Для удобства восприятия бренды с одним значением логарифма средней цены я объединил в 16 строчек с шагом 0.1 (0.2 – между строчками 14 и 15), а строчки объединил в блоки с шагом, соответственно, 0.3. Получились 4 блока по три строчки и 2 – по две. К предпоследнему блоку как бы присоединилась невидимая строчка производителей часов с логарифмом цены 2.8, а шестому блоку не хватило брендов.
К сожалению, некоторые марки (Frank Muller, Bovet, Grand Seiko и др.) не попали в рейтинг по причине отсутствия у меня репрезентативных данных об их ценах, а некоторые, такие как Perrelet, Graham, U-Boat, - из-за отсутствия в коллекциях моделей рассматриваемого вида и, как следствие, сложности объективного определения их статуса.
Итак, финальный рейтинг.
Высший уровень, вершина условного часового олимпа:
1. Patek Philippe.
2. Vacheron Constantin, A. Lange & Sonhne, Audemars Piguet.
3. Piaget, Breguet.
Самый недорогой вход в эту элитную компанию предлагает Audemars Piguet. Модель 15016ST.OO.D080VS.01 при рекомендованной цене 9300$ можно купить со скидкой.
Высокий уровень:
4. IWC, Rolex, Panerai, Jaeger LeCoultre, Cartier, Ulysse Nardin.
5. Blancpain, Hublot, Jaquet Droz, Glashutte Original, Parmigiani Fleurier, Bvlgari.
6. Chopard, Girard Perregaux.
Здесь самый противоречивый производитель – Cartier. С одной стороны, модель W6700255 – самый недорогой «костюмник» в этой группе, а с другой - W20115Y1, модель, о которой я писал выше. Высокое положение IWC, Panerai и Bvlgari объясняется наличием в их коллекциях часов в корпусах из платины, которые традиционно дороже золотых (за исключением все того же Cartier).
Уровень «выше среднего»:
7. Omega, Carl F. Bucherer.
8. Breitling, Zenith, Paul Picot.
9. Tag Heuer.
Поклонники Брайтлинга будут разочарованы, но в лидеры группы Омегу выводит модель 231.53.42.21.06.001. Омега крута, раз клиенты выбирают ее, а не Patek Philippe или Vacheron Constantin за те же деньги.
Средний уровень:
10. Baume&Mercier, Tudor, Bell&Ross.
11. Maurice Lacroix.
12. Montblanc, Longines, Ebel.
На этом уровне уже не все производители предлагают простые костюмные часы в золотых корпусах.
Уровень «ниже среднего»:
13. Fortis, Rado, Revue Thommen, Ball, Oris.
14. Raymond Weil, Frederique Constant.
И, наконец, «начальный» уровень:
15. Hamilton, MIDO, Tissot.
16. Certina.
В последней группе производителей золотые часы можно встретить только в коллекции Tissot, причем их цена ниже, чем у стальных моделей с уровня «выше среднего».
Бесспорно, полученный рейтинг не претендует на истину в последней инстанции, поскольку является попыткой оцифровать аналоговые понятия о статусе, престиже, красоте. Тем не менее, он основан на том, что можно потрогать руками, на простом и понятном факторе цены моделей одинакового назначения.
© Михаил Могилевский
|