некоторое время назад я рассказал некоторые известные мне подробности о своих часах в другом разделе этого замечательного форума (
http://forum.watch.ru/showthread.php?t=328445 )
Рассказ был принят благосклонно, поэтому подумал и решил рискнуть повторить - уже с историей о не менее характерных часах, значимых для фирмы-производителя и поклонников марки Tag Heuer.
Возможно, кому-то это окажется интересным.
Каждый из владельцев часов марки Tag Heuer (или просто интересующихся этой маркой) знает, что история марки тесно связана с автогонками.
Собственно, часы до сих пор так и позиционируются - отсюда именитая серия Carrera и Monaco.
Но есть еще одна модель, которая, пожалуй, не менее знакова, чем названные выше.
Это Tag Heuer Monza.
К 70м годам компания Heuer подошла не в лучшей форме.
В принципе, вся мировая экономика в целом была не в лучшей форме.
Кварцевый кризис еще не наступил, хотя кварцевые механизмы уже были изобретены, от них уже отказалась швейцарская индустрия и их уже принимают за основу японцы с американцами.
Но в 1971 году можно разве что разглядеть предвестники кризиса.
Конкуренция за потребителя усиливается, за сохраняющийся платежеспособный спрос со стороны целевой аудитории (молодые спортивные мужчины 25-40 лет) возрастает в разы.
И Heuer заключает спонсорский контракт с Ferrari в рамках выступлений в Формуле - 1.
У Феррари все плохо.
С 1964 года, со времен Сертиса, нет побед в чемпионатах, это же - последний год, когда удалось выиграть кубок конструкторов.
Попытки реформ разбиваются о железобетонную уверенность в своей правоте Энзо Феррари.
Как результат для спонсоров - траты уходят в пустоту.
в 1972 году подиумов шесть.
Но уже в 1973 - их нуль.
У того же МкЛарена в том же году их восемь.
А там спонсором, кстати - небезызвестная фирма Tag...
И вот, наконец, в 1974 году напарником Регаццони становится некий Ники Лауда.
С первых же дней он предпринимает доработки болида.
Не все получается, но получается многое.
Поддержку обеспечивает ди Монтеземоло, который умеет находить общий язык с Феррари и понимает, какой гений оказался в его распоряжении.
И вот, наконец.
1974 год - Феррари занимает второе место в кубке конструкторов.
Регаццони - вице-чемпион.
Лауда продолжает работу.
и в 1975 году, наконец, в предпоследнем гран-при (домашнем для команды Феррари, так как проходила гонка в Монце), команда досрочно завоевывает Кубок Конструкторов.
Ну а Ники Лауда, соответственно - становится чемпионом.
Как может отметить это событие один из основных спонсоров команды?
Ну, разумеется, в честь события выпускаются ЧАСЫ.
В 1975 году выпускаются Heuer Monza.
за основу берется хронограф-монопушер из 30-х. Вроде бы он тоже назывался Monza
Особенностью является черное pvd покрытие.
В остальном он полностью переработан, хотя корпус - все еще подушка.
У Хойера уже есть опыт (не вполне удачный) выпуска Монако в 1969 году, есть опыт выпуска Silverstone в начале 70-х.
Оба продукта - скорее нишевые. Но Carrera (выпущенная в далеком 1964 году в честь гонки "Carrera Panamericana Mexicana") - еще успешна, несмотря на подбирающийся все ближе и ближе кварцевый кризис.
Монца оказывается успешной тоже.
Но не настолько, чтобы удержать компанию на плаву.
Вовсю бушует кварцевый кризис.
Хойер в 1975 году выпускает в ответ кварцевый хронограф Heuer Chrono Split - первый наручный кварцевый хронограф.
Не помогает.
Подготавливает первый кварцевый хронограф с аналоговыми показаниями (он будет выведен на рынок в 1983 году и не поможет тоже)
И в 1982 году происходит первая продажа компании. (монца не выпускается к этому времени уже 3 года, с 1978)
Сперва ее покупает Piaget
затем, в 1985 году, перепродажа - в Group Techniques d'Avant Garde (то есть, TAG)
Через какое-то время, часовое подразделение, как отдельную фирму, выводят на биржу. В 1996 году листинг заканчивается, фирма торгуется на бирже.
Что ж. в 1999 году фирму выкупает холдинг LVMH, она полностью переходит под контроль монстра. Хотя, в память о былых заслугах, почетным президентом назначается Джек Хойер.
Как только в управление вступают структуры холдинга, принимается решение о перевыпуске Монцы - столь знаковой когда-то для фирмы.
Но не Монцы 70-х.
А изначальной.
Только вместо одной головки-монопушера используется три.
И вместо ручного завода используется автоматический.
Выпускаются несколько вариантов
- на 17 калибре
- на 36 калибре
- на 6 калибре (эта модель хронографом не является. единственное усложнение - малая секунда)
У каждого калибра выпускается два варианта (белый и черный цифер).
А также - лимитированная серия в 150 экз.
Желтое золото + дополнительное гильоширование циферблата.
Естественно, это не может быть конец истории
было б слишком просто
Сложно судить, насколько успешно было это издание.
Но через десять лет следует переиздание
И в 2011 году выпускается новая версия.
Еще более приближенная к хронографу 30-х годов.
Теперь она только на 36-ом калибре.
Всего две версии - белое и черное лицо.
Это тоже не все.
Видимо, компания не вполне довольна результатами продаж. И в этом году вышло еще одно переиздание.
Теперь оно как раз максимально приближено к часам 1975 года.
Наверное, для автогонщиков подойдет наиболее органично.
----
Наверное, я не стал бы писать такую простыню, не являйся я обладателем одной из версий
Мне посчастливилось владеть Tag Heuer Monza CR 5110.
То есть - перевыпуск самого начала нулевых, черное лицо, калибр 36.
Вообще, Calibre 36 от Tag Heuer (а в переиздании начала тысячелетия, довольно скоро часы начали маркироваться именно как Tag Heuer (первые выпуски были просто Heuer)) - это любимый мной Zenith El Primero.
Конкретнее - El Primero 400, 31 камень.
Говорят, что от конкретно зенитовского в нем Таг Хойер изменил 42 детали (я нигде не нашел точного списка - ну, ротор изменен точно
Возможно, декорирование и не может сравниться с Патеком, Бреге или Ланге.
Но именно как автоматический механизм (сама механика и ее архитектура) хронографа - по-моему, это самый красивый механизм из современных часовых.
Стоит ли говорить, что часы классные?
Они не очень большого размера, совсем не броские. Вполне пролезают под манжету рубашки и органично смотрятся с костюмом или под свитер.
И пускай перевыпуски сильно изменили их внешний вид - это именно Монца.
Именно Монца, которая не появилась бы на свет, если б не было великого Ники Лауда, мужика, который почти минуту горел в своей машине и через пару недель после этого вернулся за руль.
Такие дела...
Извините замногабукоф.
Если избыточно или не в тему - прошу модераторов убрать.
Ну и традиционные ристшоты.