Ради оригинальности можно вместо наручных купить песочные часы. И постоянно их переворачивать, возвращая в исходное положение и запоминая отмеренные отрезки времени. Но зачем брать на себя лишнюю работу, если с ней прекрасно справляется механика?
С часами, в названии которых присутствует слово «Retrograde», вы без труда добьетесь того же результата прослывете оригиналом, эстетом и тонким ценителем. Не пожертвовав при этом ни каплей буржуазной респектабельности.
Сначала о терминологии. Нехорошо, наверное, обзывать ни в чем не повинные стрелки «ретроградными». В русском литературном «ретроградный» значит «враждебный всему передовому, реакционный». А тут ведь никакой враждебности мирное возвратно-поступательное движение. Доходит стрелка до конца своей шкалы, прыгает назад на исходную позицию и вновь отправляется в путь.
Ну, как еще ее назвать? «Отступающая»? «Моргающая»? «Стрелка-качалка»? Как ни крути, а ничего убедительного из родного лексикона подобрать не удается. Вот и приходится, по примеру медиков, использовать кальку с английского «retrograde» в качестве технического термина.
Звучит парадоксально, но часовые «ретрограды» наступают. Фирменное блюдо экстравагантного Gerald Genta освоено практически всеми, включая таких закоренелых традиционалистов, как Patek Philippe и Vacheron Constantin.
Среди новинок 2007 года целый букет интереснейших моделей с ретроградными функциями. О растущей популярности этого усложнения говорит и тот факт, что оно все чаще появляется в женских часах. Что неудивительно секторные циферблаты позволяют изменить привычный дизайн и сделать часы более декоративными.
Пожалуй, самой яркой премьерой с приставкой «ретро-» в этом сезоне может похвастать фирма Perrelet
Ее Regulateur Retrograde похож одновременно и на часы (нижней половиной), и на рулетку (верхней половиной).
А еще в нем есть что-то театральное: ретроградная часовая стрелка (виден только ее кончик, выступающий из-за полукруглой «будки») описывает дугу вдоль клеток с цифрами, словно указующий перст суфлера. Минутная стрелка опустилась до амплуа травести и выдает себя за секундную. Для этого ей пришлось уменьшиться и занять вспомогательный циферблатик в положении на 18 часов.
Из обозначений минут на нем остались только две цифры, а остальные словно разбегаются в разные стороны. Искать настоящую секундную стрелку бесполезно она просто не предусмотрена сценарием.
Вместо нее на центральной оси красуется указатель даты с полумесяцем на конце. В общем, спектакль с необычным распределением ролей на сцене из розового золота или стали.
Regulateur Retrograde подает себя как мировую премьеру.
Но даже если до Perrelet действительно никто не делал регуляторов с ретроградной часовой стрелкой, главным «ретроградом» все равно был и остается Джеральд Джента. Он на этом усложнении собаку съел.
Джента первым соединил в наручных часах «прыгающий» час с ретроградными функциями. Именно он нашел решение технических проблем, возникающих при создании подобных механизмов. Добился того, чтобы цифры в окошке часа не менялись раньше времени от случайного сотрясения, а ретроградные стрелки действовали согласованно и не нарушали точность хода.
Если Джента что и нарушает, так это традиции. Точнее, устоявшиеся представления о том, как должны выглядеть часы и как они должны показывать время. Авангардный дизайн марки Gerald Genta одних восхищает, других отпугивает, но мало кого оставляет равнодушным.
Единодушных оценок наверняка не получит и Gefica Safari. Смотрите, ощупывайте и удивляйтесь! Пупырчатому корпусу, в котором титан сочетается с бронзой, выпуклому стеклу над вогнутым циферблатом, странным стрелкам, похожим на крылья семафоров, союзу передовых технологий с примитивным геометрическим рисунком, позаимствованным у народов Африки.
Что касается набора и взаимного расположения функций, то они типичны для Gerald Genta: внизу ретроградный указатель даты, сверху ретроградная минутная стрелка, в центре секундная, а в положении на 12 часов окошко «прыгающего» часа.
До сих пор главным козырем Томаса Прешера были часы «bras en lair» («руки вверх») с фигурками животных и мифологических существ, которые показывали время крыльями, лапами и другими частями тела. Но в этом году часовщик-анималист тоже перешел к простым геометрическим формам.
Sculptura новая модель Томаса Прешера
Оставив неизменным сам принцип, придуманный для карманных часов в XVIII веке, Прешер заменил механизированную фауну «крыловидными» стрелками. Так на свет появилась новая звезда его коллекции Sculptura. Любопытно сравнить ее с Gefica Safari.
Обе модели показывают время нетрадиционным способом, дизайн обеих строится на игре окружностей, но при этом они стоят на разных полюсах часовой эстетики. Sculptura своей лаконичностью и строгостью линий способна покорить самого консервативного любителя классики, а оценить по достоинству Gefica Safari сможет только человек со смелым вкусом.
Как и часы коллекции Tempusvivendi, Sculptura одним нажатием кнопки на заводной головке переводится из рабочего положения в нейтральное. То есть перестает показывать время, а просто поднимает вверх руки-стрелки. Бег секунд при этом не прекращается.
Наличие такой функции было более оправданным для моделей «bras en lair»: гербовый орел на циферблате смотрится куда лучше, когда его крылья привычно расправлены, а не стоят наискосок, показывая, например, 2 часа 50 минут. Но Прешер сохранил кнопку управления и на Sculptura для тех, кому нравятся часы, сообщающие время по команде и прячущие его от постороннего взгляда под маской покоя.
Тот факт, что на часовом рынке для продвижения вперед нужно научить стрелки двигаться в обратном направлении, не ускользнул и от любимца светской публики Фаваза Груози. На своего ретроградного первенца он не пожалел металла FG One при ширине в 33 мм вытянут в длину на все 58.
Если бы не изгиб корпуса и подвижные крепления ремешка, часы стали бы исключительной прерогативой мужчин с широким запястьем. Этому «супертанкеру» владелец ювелирно-часового бренда de Grisogono впервые дал свое имя, вернее инициалы, и присвоил почетный первый номер. Надо признать, FG One оправдывает такую честь вид у него очень эффектный и современный.
Хотя в общих чертах напоминает старые настенные часы с боем: та же вытянутость по вертикали, тот же круглый циферблат в верхней части, а внизу, для пущего сходства, ретроградная секундная стрелка пародирует маятник неутомимо бегает из стороны в сторону. И нигде не видно обязательной для наручных часов детали заводной головки. Она спрятана под ремешком.
На первый взгляд FG One выглядит просто, но это кажущаяся простота. Хозяйка круглого циферблата ретроградная минутная стрелка обслуживает сразу две часовые зоны. Маленькое верхнее окошко «прыгающего» часа отвечает за местное время. В большом нижнем вырезе время по Гринвичу. Там цифры уже не меняются скачками, а спокойно ползут со скоростью вращения часового диска. Ретроградная секундная стрелка в конце своего короткого маршрута доходит до круглого окошка, в котором светлый диск сменяется темным, это указатель день/ночь.
Очень полезная вещь для тех, кто не в состоянии определить без подсказки, какое нынче время суток десять утра или десять вечера?
Франк Мюллер по-другому помогает найти ответ на тот же вопрос. Он придумал часы сразу с двумя ретроградными часовыми стрелками Double Heure Retrograde.
Одна ходит вдоль белой дуги и отвечает за дневное время (с шести утра до шести вечера), другая вдоль черной, показывая ночные часы. И только минутная стрелка ходит по старинке, то есть по кругу. Каждая из трех стрелок имеет свою отдельную ось, так что с непривычки в них легко запутаться.
Пьер Кунц, которого Франк Мюллер благословил несколько лет назад на создание собственной марки, в этом году сотворил, пожалуй, самый красивый секторный циферблат для ретроградной стрелки.
В своей модели Tahiti Moon он элегантно соединил секторы минут и часов и придал им полное сходство с раскрытым веером. Радиально расходящиеся тонкие спицы позволяют увидеть самое интересное момент, когда стрелка за долю секунды возвращается в исходное положение.
На нижней половине циферблата невооруженным глазом никакого движения не заметишь там неспешно сменяются фазы Луны. Это не так увлекательно, зато весьма живописно: небесный эллипс вырезан из перламутра с острова Таити и усыпан крупными звездами (примерно такими, как на погонах у младших офицеров).
Для бренда Pierre Kunz ретроградные функции тоже стали отличительной чертой. Причем в коллекциях предыдущих лет встречаются модели, у которых эта черта буквально бьет в глаза. Представьте себе часы с тремя ретроградными секундными стрелками они отсчитывают интервалы по 20 секунд, передавая эстафету друг другу. Получается своеобразная круговая «летка-енка».
Точно такое же развлечение в этом году фирма Milus предлагает продвинутым дамам. Тем, что способны оценить технические ухищрения часовых мастеров и с первой попытки выговорить мудреное название Milus Merea TriRetrograde Seconds Skeleton.
Один из главных хранителей традиций Vacheron Constantin тоже решил не ограничиваться движением по кругу, а устроить более современные танцы на циферблате.
Новая модель в серии Contemporary Patrimony имеет два ретроградных указателя даты и дня недели. Причем названия дней недели эффектно выложены веером. Надо признать, что, использовав модное усложнение для календарных функций, патриарх швейцарского часового дела ничуть не поступился принципами. Перед нами все та же классика высшей пробы.
Кстати, гильошированный сектор автоподзавода сделан из 22-каратного золота. И родовые черты марки Vacheron Constantin безупречный вкус и техническое совершенство присутствуют в полной мере. Безусловно, заслуживают внимания и новые «ретрограды» других компаний Maurice Lacroix, Harry Winston, Louis Moinet, Pierre Deroche, Paul Picot, но рассказать обо всех просто невозможно.
Источник:
http://journal.vz.ru/style/2007/10/29/1123.html