Часовые мастера Беларуси, мастер Генрих Сон
Добрый день! Мне прислали заметку, но я не знаю, откуда она взята. Хотелось бы знать более подробно о этом мастере? Спасибо! С уважением Олег Давидович.
Белорусское имя в истории – часовых дел мастер Генрих Сон
Об этом мастере мало что известно, зато его изделия, прекрасные, необычные и страшно дорогие, находятся в лучших антикварных коллекциях по всему миру.
Порой наши земляки, люди весьма уважаемые и почитаемые в Европе и Америке, совершенно неизвестны нам. Вот и имя Генриха Сона наверняка мало, о чем скажет большинству белорусов. Но специалисты – часовых дел мастера во многих странах сразу же станут восхищенно цокать языком: ну как же, такой талантище! Часы, сделанные Генрихом Соном, оцениваются антикварами от 320 тыс. до 600 тыс. долларов. Самое большое собрание таких механизмов находится сегодня во Франции. Есть несколько экземпляров в Швейцарии, Германии, Канаде и России.
К сожалению, осталось мало биографической информации о мастере. Достоверно известно, что Генрих Сон родился в Могилеве. Но вот в каком году он появился на свет и когда ушел из жизни, к сожалению, тайна. Нет сведений и о его происхождении. Хотя фамилию Сон носили представители германских родов. Сон означает «сын», от немецкого Sohn. Генрих в переводе с древнегерманского означает «глава в доме», «властелин двора». Но такое сочетание имени и фамилии, как Генрих Сон, чаще всего носили евреи немецких корней, которые бежали из Германии из-за религиозных преследований в Речь Посполитую, которая в конце XVIII в. стала частью Российской империи.
Где обучался мастерству будущий великий часовщик, история умалчивает. Хотя с достаточно большой уверенностью можно предположить, что особых проблем с обучением не существовало. Евреев – часовых дел мастеров в середине XIX в. на белорусских землях вообще и в Могилеве в частности было предостаточно.
Часы – первый механизм, появившийся в жизни наших предков. И отношение к нему было крайне уважительным, как и к тем, кто его создавал. Часовщики считались ремесленной элитой в средние века. К примеру, минские часовщики объединялись в единый ремесленный цех с золотых дел мастерами, кузнецами, котлярами, медниками, слесарями, мечниками и ножовщиками. Известен герб этого цеха 1770 г. На нем изображены часы, перекрещенные сабля и пистолет, а внизу – конская подкова и ключ.
То ли получивший по указу Екатерины Второй после первого раздела Речи ПосполитойДубровенское графство Могилевской губернии, то ли купивший эти земли у Казимира Сапеги, князь Потемкин решил построить здесь часовую фабрику. Для этого он пригласил шведского мастера Петра Нордштейна и передал ему 12 тыс. рублей на 10 лет с условием, что тот создаст в Дубровно фабрику часов. Швед за короткий срок обучил 33 подростков из крепостных часовому делу и к 1784 г. наладил выпуск разных типов часов. В частности, карманных – до 10 штук в месяц. Впоследствии эта часовая мануфактура была выкуплена государством и вместе с почти сотней работников перенесена в Подмосковье.
Известно, что, будучи довольно молодым, Генрих Сон открыл собственную мастерскую, в которой помимо него трудились еще три мастера. Нужно сказать, что часы Сона отличались от других подобных механизмов. Причем изделия мастера никогда не повторялись, если только заказчик не желал два одинаковых экземпляра. Очень скоро хронометры из Могилева стали привлекать внимание специалистов не только в России. Что говорить, известный ювелир Петер Карл Густавович Фаберже восхищался работой могилевского часовщика и считал, что его изделия – одни из лучших в Российской империи и даже в Европе.
Неудивительно, что когда Московская и Петербургская гильдии часовщиков стали подбирать кандидатов на участие в третьей Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г., то никого лучше Сона найти не смогли. И мастер из Могилева становится единственным экспонентом, представившим часовое дело Российской империи в столице Великобритании. А следует отметить, что на выставленные ведущими мировыми фирмами почти 14 тыс. экспонатов пришли посмотреть около 6 млн человек. Прибыль от выставки составила около 186 тыс. фунтов стерлингов – огромные по тем временам деньги. Часы Генриха Сона с механизмом собственного изобретения были замечены и удостоены почетного отзыва.
Более сложные часовые устройства Сон представил уже на следующей Всемирной выставке в 1867 г. в Париже: часы с годовым заводом и маленькие сферические золотые часики-брелок в форме пули. Особенностью их конструкции было размещение часовых шестерен не в двух, как обычно, а в пяти плоскостях друг над другом, что и позволило уменьшить размеры часов в несколько раз. Несмотря на то что на этот раз Российскую империю представляли уже шесть экспонентов, а также сильную конкуренцию составили часовщики из таких признанных центров часового дела, как Швейцария, Великобритания и Франция, могилевский мастер вновь завоевал награду. Достоин упоминания тот факт, что представители известнейшей швейцарской фирмы «Этерна», выпустившей первые наручные часы и ставшей пионером в создании спортивных хронометров и часовых механизмов для экстремальных условий, устроили специальный ужин в честь Сона.
Обретя уже всемирную известность, могилевский мастер понял, что местечковая работа не для него. Да, он хорошо жил, много зарабатывал. Известно, что к 1870 г. его мастерская приносила более 15 тыс. руб. годового дохода. Для сравнения: в 1880 г. рабочие фабрик и мелкие служащие зарабатывали 16 руб. в месяц. Да что говорить, в конце XIX в. депутаты Государственной Думы получали жалование в размере 350 руб. в месяц, губернаторы имели оклад около 1.000 руб. Полковник в армии получал от государя жалование в размере 320 руб. в месяц, генерал в должности командира дивизии – 500, а генерал-командир корпуса – 725. Министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета имели оклад 1.500 руб. в месяц. Так что Сон мог жить на широкую ногу. Но в 1880 г. мастер решил перебраться в Москву. Собственно, он уже давно покорил Белокаменную, но теперь решил перевезти в этот город и свое дело. Когда все инструменты и оборудование были доставлены, Сон развернул большую рекламную кампанию. Все ж таки Москва не Могилев, и проживание, соответствующее уровню лучшего часовщика, нужно было как-то обеспечить. До этого таким, как говорят современные рекламщики, агрессивным продвижением никто не занимался.
На всероссийской мануфактурной выставке часовщик уже имел отдельную особую витрину, где были представлены «оригинальные золотые часы сферического вида весьма изящной и красивой отделки». Здесь были и другие изобретения Генриха Сона: золотые часы с заводом без ключа, с месячным заводом, золотой полухронометр. Преувеличивать качество своей продукции Сону было не нужно. К нему и так стояли очереди, несмотря на совсем не дешевые цены. Однако великий часовщик давно поставил дело на промышленные рельсы. Как в начале карьеры, так и на ее закате, в его мастерской работали три опытных мастера, которые жили в одном снятом в Москве, на Покровке, доме Шишеловых. Артель Сона и в Белокаменной процветала. К сожалению, неизвестно, когда ушел из жизни великий и признанный самыми авторитетными часовыми семьями Европы мастер Генрих Сон. Однако слава о нашем земляке жива до сих пор.
Авторы Максим Круковский и Иван Кахнович
|