История более чем 250-летнего развития часового дома Vacheron Constantin основана на философии преданности своему культурному наследию. Регулярно пополняемая коллекция Métiers d’Art призвана увековечить некоторые почти забытые древние промыслы, и в этом смысле она служит своеобразным мостом, соединяющим целые исторические эпохи. Каждая модель из коллекции Métiers d’Art – это точка пересечения прошлого, настоящего и будущего, квинтэссенция человеческого труда, который сначала породил традиционные ремесла, а затем обеспечил их преемственность из поколения в поколение.
Живопись, гравировка, скульптура и другие декоративные искусства – это целые миры, в которых человеческий талант и индивидуальность вплотную переплетаются с самим временем. Коллекция Vacheron Constantin Métiers d’Art служит воплощением фундаментальной связи часового дома с искусством. Каждая из линий этой коллекции – «Métiers d’Art – Les Masques», основанная при сотрудничестве с Музеем Барбье-Мюллера, «Métiers d’Art – Chagall & L’Opéra de Paris» и «Métiers d’Art – La Symbolique des Laques» – предлагает свой оригинальный взгляд на концепцию времени, в которой центральное место всегда отводится человеку.
В основу «Métiers d’Art – Les Univers Infinis», как и в остальных линиях, заложено стремление к творческому началу, благодаря чему тонкое часовое ремесло предстает перед зрителем в новом экспрессивном и современном обличии, в котором строгая математика сочетается с изысканной эстетикой.
Лейтмотивом новой линии стали репродукции мозаичных картин нидерландского художника Маурица Корнелиса Эшера. Миниатюрные композиции мастера мануфактуры создавали с привлечением сразу нескольких мастеров традиционных художественных промыслов: эмалевой росписи, инкрустации, гравировки и гильоширования.
В результате изображения на циферблатах новых моделей сочетают подчеркнутую геометричность форм с символизмом и динамичностью, сводя воедино, казалось бы, непересекающиеся творческие вселенные.
Проработке полутонов уделено особенное внимание, ведь именно соблюдение взаимной гармонии оттенков различных цветов позволяет добиться «равноправия» всех частей композиции. Создаваемые благодаря этому необычайные визуальные конструкции оказываются эмоционально крайне насыщенными, а привлечение традиционных промыслов к отделке часов позволяет по-новому взглянуть на мозаичную роспись и добиться потрясающего и завораживающего эффекта.
Сердцем трех новых моделей служит калибр 2460 с автоматическим подзаводом, отмеченный престижным Женевским клеймом. Он полностью спроектирован и собран мастерами дома Vacheron Constantin и отличается отменной надежностью и великолепной ручной отделкой, выполненной в соответствии с великими традициями женевского часового искусства. Сквозь прозрачную заднюю крышку из сапфирового стекла можно любоваться всеми элементами отделки: полированными гранями, ручной шлифовкой, мелкозернистой поверхностью платины, мостами с гравировкой Côtes de Genève и ротором с элегантным переплетенным гильошем.
Часы с изображением голубей: гравировка, эмалевая роспись по технике шамплеве, инкрустация и гильоширование
На циферблате этой модели изображены летящие голуби. Композиция позаимствована с картины Маурица Корнелиса Эшера. Декоративный мозаичный узор создавался с привлечением целого ряда традиционных промыслов из мира тонкого часового искусства: гравировки, техники миниатюрной росписи по эмали, инкрустации драгоценными камнями и гильоширования.
Корпус, изготовленный из белого золота, идеально гармонирует с узким безелем, большим циферблат с элегантными стрелками. Циферблат являет собой произведение искусства, которое в процессе создания побывало в руках сразу четырёх искусных ремесленников, работающих в мастерских часовой мануфактуры.
Первым за дело берется гравировщик, который на основе циферблата из желтого золота намечает контуры голубей, после чего гравирует изображение, подготавливая его для эмальера под роспись по технике шамплеве. Эта кропотливая работа требует бесконечной сосредоточенности и точности, так как самовоспроизводящаяся симметрия композиции не должна содержать ни единого изъяна.
Затем подходит черёд эмальера. Ему приходится иметь дело с практически бесконечным набором цветовых оттенков и полутонов, которые возникают при совмещении эмали с оксидными пигментами, из которых, в свою очередь, можно составлять различные комбинации. Художник продумывает и комбинирует цвета, которые после отжига в печи гармонично сливаются в насыщенные фиолетовые оттенки. Перед окончанием работы эмальер покрывает фигурки фиолетовых птиц прозрачной эмалью. Для отделки белых голубей он использует матовый состав, который не скрывает гравировку, за счет чего создается удивительное ощущение визуальной глубины изображения.
После того как работа над эмалью окончена, будущий шедевр попадает в руки инкрустатора, которому предстоит украсить одного из голубей. Для этого используются бриллианты, которые благодаря своему блеску и игре света притягивают внимание и позволяют подчеркнуть всю грациозность птичьего полета.
Завершающий штрих вносит гильошир – повелитель рельефов – который усиливает визуальную глубину композиции на циферблате. Гильоширование – чрезвычайно сложный процесс, поэтому для эмалированных изображений он используется крайне редко, особенно при окончательной отделке. Мастер терпеливо и неторопливо наносит резьбу на твердую эмаль, и голуби словно оживают.
Часы с изображением рыб: гильоширование и перегородчатая эмалевая роспись клуазон
На циферблате этой модели из коллекции «
Métiers d’Art – Les Univers Infinis» в изящных серо-синих тонах изображена стая плещущихся рыб. Мотив этой композиции, созданной с помощью гильоширования и эмалевой росписи клуазон, позаимствован из работы руки Маурица Корнелиса Эшера.
Изображение вырезано на основе из белого золота, а глаза рыб аккуратно выгравированы. Гильошир с потрясающей ловкостью и поистине творческой интуицией создает симметричный узор из микроскопических надрезов толщиной в десятую долю миллиметра. В результате на изображении появляются взаимно параллельные контуры, очерчивающие головы, хвосты и плавники рыб, туловища которых покрываются блестящей чешуей.
В свою очередь эмальер обводит контуры фигур и с помощью тонкой золотой проволоки намечает фрагменты, которые будут различаться по цвету эмали. Именно в этом и заключается суть эмалевой росписи по технике клуазон. После того,как эмаль нанесена на каждую рыбку, картина помещается в печь, разогретую до очень высокой температуры. Эту операцию художнику предстоит повторить несколько раз для того, чтобы цвета приобрели насыщенность. После окончательного отжига изображение подвергается полировке для сведения разделительных проволочек и эмали на один уровень и лакировке для придания циферблату блеска.
Часы с изображением ракушек: гравировка и эмалевая роспись по технике шамплеве
Циферблат этой модели изображает желтоватое морское дно с примостившимися на нём морскими звездами и раковинами, поверх которых «проплывают» изящные и легкие скелетонизированные стрелки. Переплетенная композиция из звезд и ракушек наделена изумительной перспективой, которая в зависимости от освещения по-разному передает анатомию морских жителей.
Изображение на циферблате, изготовленном с помощью гравировки и эмалевой росписи шамплеве, является репродукцией картины Маурица Корнелиса Эшера. Первым к работе приступает гравировщик, который «сухой» иглой обозначает на циферблате контуры раковин, а затем вырезает отдельные участки, создавая рельефную гравировку для последующей эмалировки по технике шамплеве.
После этого эмальер заполняет вырезанные полости эмалью, которая затем отжигается при температурах от 800° до 850°C. Эту процедуру проводят несколько раз, после чего изображение полируется и покрывается лаком. Заключительный штрих в композицию снова привносит гравировщик, в задачу которого входит обработка туловищ морских звезд. Эмалевая роспись по технике шамплеве требует идеального взаимопонимания между работающими в паре мастерами, ведь именно от согласованности их действий ключевым образом зависит окончательный результат.
Мозаичная роспись: искусство управления пространством
Свое начало искусство мозаичной росписи берет в глубине веков. Оно последовательно развивалось многими цивилизациями и заняло прочное место в восточных культурах. В оригинале название этого декоративного приема происходит от латинского слова tessela, означающего «брусчатка» или «камень для мощения», что непосредственно связано с методом создания периодических узоров, в которых примыкающие друг к другу мотивы укладываются так, чтобы заполнить все отведенное пространство без зазоров. Первыми в ранг искусства мозаичную роспись ввели мавры в период с 700 по 1500 годы нашей эры. В то время ислам запрещал им изображать людей и вообще любые реально существующие предметы. Спустя века мозаичными узорами стали украшать гончарные изделия, ткани, ковры, деревянные скульптуры, предметы из дымчатого стекла и прочую утварь.
Кроме того, мозаичные узоры вызывали интерес у математиков, которые усматривали в них проявление творческого начала в науке и логике. Здесь можно упомянуть Архимеда, знаменитого грека, жившего в первом тысячелетии до нашей эры, который, помимо всего прочего, занимался изучением геометрии мозаичного представления изображений, а также астронома Иоганна Кеплера, обнаружившего несколько вариантов полигональных мозаичных построений, которые он описал в своем фундаментальном труде Harmonice Mundi («Гармония мира»). Одним из современных адептов мозаичного искусства является Мауриц Корнелис Эшер, творения которого позволяют понять и визуализировать разнообразные математические абстракции.
Мауриц Корнелис Эшер: геометрия в искусстве
Свои работы нидерландский художник и гравировщик Мауриц Корнелис Эшер (1898-1972) строил на изящном сочетании архитектуры, перспективы и психологии восприятия пространства. Он был истинным гением, способным играть зрительными образами на грани здравого смысла и, поразительно сочетая безукоризненность исполнения с богатством воображения, изобретать новые трехмерные пространственные формы, физическое существование которых возможно лишь на плоскости.
Путешествие по Испании привило ему страсть к мозаичной графике, выдающиеся шедевры которой он увидел, когда осматривал мавританские узоры Альхамбры в Гранаде и мечети в Кордове. По сути, симметричная мозаика – это наглядное представление того, каким образом произвольная поверхность может быть разделена на соприкасающиеся фрагменты одинаковой формы (мотивы), которые покрывают её без зазоров. Идея о таких разбиениях вдохновила Маурица Корнелиса Эшера на работы по полной классификации и описанию разнообразных мозаичных изображений. Впоследствии эти эмпирические исследования вызывали восторг и восхищение у ученых, особенно у кристаллографов и физиков. Работа Эшера имеет крепкий математический фундамент, и в этом смысле она лежит где-то на границе между наукой и искусством. Возможность же использовать в качестве мотива не абстрактные геометрические фигуры, а изображения реальных предметов стала для великого художника настоящей страстью и служила неиссякаемым источником вдохновения на всем его творческом пути.
Источник:
http://luxwatch.ua/news/view/1486